Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУВО СПБГУ (далее - Заказчик): по доверенности,
АО НПК "Литера-V" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15944-ЭП/24 от 18.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по обновлению системы Moodle с последующим сопровождением системы АПК Moodle (извещение N 0372100003424000165),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
24.06.2024 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось с тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обновлению системы Moodle с последующим сопровождением системы АПК Moodle (извещение N 0372100003424000165) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 NИЭА2 победителем Аукциона признано АО НПК "Литера-V".
По результатам закупки Заказчиком с АО НПК "Литера-V" заключен государственный контракт N 49/24/ОАЭ/44/МП от 16.04.2024 на сумму 1 002 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с АО НПК "Литера-V".
На заседании Комиссия УФАС установила, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по обновлению системы Moodle с последующим сопровождением системы АПК Moodle (далее - Услуги).
Раздел 2 Технического задание содержит описание оказываемых услуг.
В течение срока оказания услуг Исполнитель обязан:
- сопровождать, т.е. поддерживать работоспособность отказоустойчивого и балансируемого по нагрузке аппаратно-программного комплекса Moodle (далее АПК Moodle), обеспечивая поддержание функциональных и количественных характеристик, перечисленных в разделе 3 настоящего ТЗ, исследовать и повышать общую отказоустойчивость АПК Moodle, включая отказоустойчивость СУБД (п. 2.1. Технического задания).
- в целях повышения отказоустойчивости СУБД, должен развернуть, настроить и оптимизировать MySQL InnoDB Cluster и осуществить миграцию базы данных АПК Moodle в кластер MySQL InnoDB (п. 2.1. Технического задания).
Заказчик указал в Техническом задании ссылки на ранее выполненные работы на АПК Moodle в пунктах 3.1.1. и 3.1.2. Технического задания, а именно:
3.1.1. Конфигурация аппаратно-программного комплекса Moodle, обновляемого и далее сопровождаемого в рамках гарантийных обязательств по указанному Контракту, полностью описана в отчетной документации по Контракту N 396/21/ОАЭ/44/МП от 01.12.2021 и по Контракту N 60/23/ЗКЭ/44/МП/ЕД от 28.07.2023.
3.1.2. Конфигурация аппаратно-программной платформы WEBINAR, развернутой по Контракту N 387/22/ОАЭ/44/МП/ЕД от 14.11.2022, полностью описана в отчетной документации по контракту N 387/22/ОАЭ/44/МП/ЕД от 14.11.2022 и по контракту N 53/23/ЗКЭ/44/МП/ЕД от 28.07.2023.
Исполнителем не были исполнены обязательства по Контракту, что послужило основанием для расторжения Контракта.
1) Исполнитель нарушил сроки оказания услуг, предусмотренные п. 2.3.1, 2.3.2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 2.3. Технического задания установлены сроки, в течение которых Исполнитель обязан выполнить определенные действия, а именно:
2.3.1. в срок не более 1 недели от момента подписания Контракта должен обновить ПО системы Moodle с версии, установленной в ходе исполнения контракта 396/21/ОАЭ/44/МП от 01.12.2021, до версии 4.1.х (где "х" - номер последней подверсии Moodle, выпущенной к моменту подписания Контракта).
2.3.2. в срок не более 1 недели от момента подписания Контракта должен обновить все дополнительные модули, расширяющие функциональность системы Moodle, установленные при развёртывании АПК Moodle СПбГУ в ходе исполнения контракта 396/21/ОАЭ/44/МП от 01.12.2021, а также перечисленные в техническом задании и отчетной документации по указанному Контракту, до последних версий, помещенных в репозиторий Moodle и имеющих совместимость с версией Moodle, устанавливаемой в соответствии с требованиями п.2.3.1 настоящего ТЗ.
2.3.3. Предъявить Заказчику обновленную систему Moodle и провести полный комплекс проверки ее параметров в соответствии с программой и методикой испытаний, являющимися неотъемлемой частью настоящего ТЗ и приведенными в Приложении N1 и Приложении N2.
Заказчик указывал Исполнителю о допущенных нарушениях в части сроков (письма от 20.05.2024 исх. N01/1-39-7652, от 20.05.2024 исх. N01/1-39-7618, от 07.06.2024 исх. N01/1-39-8637 от 11.06.2024 исх. N01/1-39-8756).
В нарушение п. 3.2.2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) Контракта Исполнителем так и не представлены на направляемых им сотрудников сертификаты, выданными правообладателем программного обеспечения WEBINAR (ВЕБИНАР).
В рамках Контракта услуги должны оказываться на оборудовании Заказчика с использованием технологических компьютеров, расположенных на территории Заказчика. Оказание услуг в дистанционном режиме не допускается.
Требования к порядку и организации услуг указаны в пунктах 3.2.1 и 3.2.2 Технического задания:
3.2.1. Услуги по обновлению и сопровождению АПК Moodle должны оказываться на оборудовании Заказчика и с использованием технологических компьютеров, расположенных на территории Заказчика. Оказание услуг в дистанционном режиме не допускается.
3.2.2. Услуги по обновлению и сопровождению АПК Moodle должны оказываться специалистами, обладающими сертификатами, выданными правообладателем программного обеспечения WEBINAR (ВЕБИНАР), версия 3.0, подтверждающими право на сопровождение, обновление и интеграцию системы Webinar 3.0 с другими программными средствами и системами, включая LMS Moodle.
Согласно сведениям, размещенным в Реестре программного обеспечения, правообладателем программного обеспечения WEBINAR (ВЕБИНАР), является МТС Линк.
17.04.2024 Исполнитель, руководствуясь п. 3.2.1. Технического задания, письмом исх. 17/07 сообщил об ответственном исполнителе Шрайнер Ксении Игоревне.
В целях допуска ответственного лица Исполнителя (Шрайнер К.И) на территорию СПбГУ письмом от 23.04.2024 исх. N01/1-39-6460 запросил информацию о паспортных данных, а также сертификат, выданных правообладателем программного обеспечения WEBINAR (ВЕБИНАР) (в соответствии с п. 3.2.2 Технического задания).
27.04.2024 Заказчик письмом исх. N01/1-39-7611 сообщил, что ответственному лицу Шрайнер К.И. выделено рабочее место, а также повторно запрошена информация (паспортные данные и сертификат).
13.05.2024 Исполнитель представил Заказчику паспортные данные на Шрайнер К.И и Котова А.В. Режим работы указал с 09.00 до 23.00. По сертификатам сообщил, что данные такого сертификата запрошены у Правообладателя, и будут предоставлены незамедлительно после получения сведений от Правообладателя.
20.05.2024 Заказчик повторно сообщил, что обеспечены рабочие места для ответственных лиц Исполнителя, а также повторно запросил сертификаты на указанных Исполнителем лиц.
23.05.2024 Заказчик направил запрос о выдаче правообладателем программного обеспечения WEBINAR (ВЕБИНАР) сертификатов ответственным лицам Исполнителя: Шрайнер К.И. и Котову А.В.
23.05.2024 поступил ответ от правообладателя программного обеспечения WEBINAR (ВЕБИНАР) о том, что сертификаты ответственным лицам Исполнителя: Шрайнер К.И. и Котову А.В. не выдавались.
Таким образом, Исполнитель нарушил обязательства, предусмотренные п. 3.2.2. Технического задания.
Кроме того, 10.06.2024 Заказчиком выявлено нарушение Исполнителем условий Контракта, о чем был составлен акт.
Заказчиком установлено, что сотрудником Исполнителя была выполнена запись программы AnyDesk. Анализ протокола работы данной копии программы AnyDesk показал, что она активно использовалась сотрудниками АО НПК "Литера-V" при исполнении Услуг.
При этом сотрудник АО НПК "Литера-V", находящийся по адресу Университетская набережная, д. 13Б, ауд. 1.04, запускал и устанавливал AnyDesk, а неустановленные лица, находящиеся за пределами СПбГУ, подключались к рабочему столу сервера Windows-шлюза АПК Moodle. Указанные действия нарушают условия п. 3.2.1 Технического задания и нарушают требования информационной безопасности функционирования АПК Moodle, создавая канал несанкционированного доступа в защищенную информацию систему СПбГУ.
Исполнитель сообщил об обновлении до актуальной версии (на момент заключения контракта) Moodle и дополнительные модуль.
По состоянию на 16.04.2024 (на дату заключения Контракта) актуальной версией системы Moodle являлась версия 4.1.9.
На 05.06.2024 согласно сведениям на сайте LMS.SPBU.RU была установлена старая версия 4.1.5 (которая была установлена по контракту 2023 года).
В связи с вышеизложенным на основании ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе п. 9.2 Контракта Заказчик принял решение о б одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 03.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Участник обязался оказать Услуги по обновлению системы Moodle с последующим сопровождением системы АПК Moodle.
Срок исполнения Контракта (п. 1.2 Контракта) с 08.04.2024 по 31.10.2024. Таким образом на момент расторжения Контракта срок его исполнения не окончен.
Исполнитель на следующий день после подписания Контракта сообщил Заказчику о назначенном исполнителем по Контракту письмом за исх. N17/07 от 17.04.2024.
На ответственного исполнителя был оформлен пропуск на территорию Заказчика, выписки из журналов регистрации лиц прошедших не территорию Заказчика подтверждают, что Исполнитель проходил на рабочее место Заказчика, была создана учетная запись в программе для Исполнителя.
При этом Заказчик направляет 27.04.2024 первую претензию. Исполнитель мотивированно ответил на претензию письмом N04/05 от 04.05.2024.
Основным мотивом претензий Заказчика явилось требование п. 3.2.2. Технического задания, в соответствии с которым у специалистов, оказывающих услуги, должны быть сертификаты, выданные правообладателем программного обеспечения WEBINAR (ВЕБИНАР), версия 3.0, подтверждающими право на сопровождение, обновление и интеграцию системы Webinar 3.0 с другими программными средствами и системами, включая LMS Moodle.
При этом, Исполнителем была доведена информация до Заказчика, что с 20.07.2022 оператор мобильной связи ПАО "МТС" приобрел группу компаний "ВЕБИНАР", с 19.10.2023 экосистема сервисов видеокоммуникации для бизнеса ВЕБИНАР получила новое наименование "МТС-Линк". Правообладатель программного обеспечения на запросы Исполнителя неоднократно отвечал, что системы сертификации у правообладателя нет, никакие сертификаты не выдаются и не предусмотрены для условия использования программного обеспечения.
ООО "Вебинар Технологии" в ответе на запрос Заказчика пояснил, что Исполнитель не является официальным партнером ООО "Вебинар Технологии" и сертификаты сотрудникам Исполнителя не выдавались.
Однако и требованиями Технического задания к Контракту не установлено, что Исполнитель должен быть официальным партнером ООО "Вебинар Технологии".
Исполнитель, после получения уведомления Заказчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направил письмо за исх. N05/06 от 05.06.2024 о промежуточных результатах выполнения работ предложил принять их Заказчику, на что Заказчик отказался.
Письмом от 07.06.2024 Исполнитель сообщил Заказчику о проведенных нагрузочных испытаниях аппаратно-программного комплекса Moodle и направил Заказчику протокол об этом на 30-ти листах.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении АО НПК "Литера-V" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что предпринял все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС было установлено следующее:
1. Представитель Заказчика отмечает, что у Исполнителя не имелось сертификатов WEBINAR (ВЕБИНАР) в соответствии с п. 3.2.2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), что по его мнению подтверждается письмом правообладателя - МТС ЛИНК от 23.05.2024 исх. 2305-П.
При этом, в данном письме указывается, что ответственным сотрудникам Исполнителя сертификаты не выдавались и АО НПК "Литера-V" не является официальным партнером ООО "Вебинар Технологии".
Однако, Участник сообщал Заказчику о том, что ООО "Вебинар Технологии" не выдается сертификаты по продуктам МТС ЛИНК (ранее WEBINAR (ВЕБИНАР), версия 3.0) и ЛИНК КУРСЫ, которые подтвердят право на сопровождение, обновление и интеграцию системы Webinar 3.0 с другими программынми средствами и системами, включая LMS Moodle. ООО "Вебинар Технологии" не обучает и не сертифицирует специалистов по использованию ПО третьих лиц с ПО общества.
Данная информация подтверждается перепиской Исполнителя со специалистом МТС ЛИНК.
2. Представитель Заказчика отмечает, что Исполнителем не было обновлен ПО системы Moodle с версии, установленной в ходе исполнения контракта 396/21/ОАЭ/44/МП от 01.12.2021, до версии 4.1.х (где "х" - номер последней подверсии Moodle, выпущенной к моменту подписания Контракта), и по состоянию на 05.06.2024 согласно сведениям на сайте LMS.SPBU.RU была установлена старая версия 4.1.5 (которая была установлена по контракту 2023 года)
Однако, согласно Заключению N 337 от 21.06.2024 ПО системы Moddle обновлена до версии 4.1.9 (актуальная на 16.04.2024).
Вместе с тем, согласно Заключению Услуги Исполнителем оказаны на 80% (стоимость оказанных Услуг 800 000,00 рублей).
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии признаков недобросовестного поведения в действиях Исполнителя.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что АО НПК "Литера-V" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении АО НПК "Литера-V" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует отметить, что Комиссия УФАС России при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении АО НПК "Литера-V" (ИНН: 7807234722), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июня 2024 г. N РНП-78-996/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024