Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Адва Директ Групп" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12351-ЭП/24 от 13.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по монтажу знаков пожарной безопасности и фотолюминесцентных эвакуационных систем (ФЭС) (извещение N 0372100048824000116),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу знаков пожарной безопасности и фотолюминесцентных эвакуационных систем (ФЭС) (извещение N 0372100048824000116) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 366 368,12 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Адва Директ Групп".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Адва Директ Групп" заключен государственный контракт N 0372100048824000116 от 13.03.2024 на сумму 362 704,44 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 3.3 и 14.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Адва Директ Групп".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по монтажу знаков пожарной безопасности и фотолюминесцентных эвакуационных систем (ФЭС) (далее - Работы).
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта Работа должна быть выполнена в течение 30 календарных дней с момента заключения Контракта. Срок исполнения обязательств истек 12.04.2024.
Претензией от 15.04.2024 N ИС-10.5-06/3 009 Заказчик уведомил Подрядчика о нарушении сроков исполнения обязательств по Контракту, и потребовал выполнить Работы в срок до 19.04.2024.
По состоянию на 25.04.2024 Подрядчик не приступил к выполнению Работ по Контракту.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Право Заказчика на односторонний отказ от исполнения Контракта предусмотрено пунктами 3.3 и 14.7 Контракта. В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 25.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
17.04.2024 Подрядчик прибыл в место выполнения работ, в ходе подготовки начала работ с заказчиком не было достигнуто понимание каким образом выполнять Работы по смете или по проектам.
23.04.2024 Подрядчик направил предупреждение о приостановке Работ, в котором Заказчику предложено дать указания в течении 2 (двух) рабочих дней о способе продолжения Работ при имеющихся расхождениях в проектно-сметной документации, также сообщил об изготовлении всех знаков и готовности монтажа.
Предупреждение оставлено без рассмотрения заказчиком.
25.04.04.2024 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При этом представитель Участника отмечает, что предоставление указаний Заказчиком о способе выполнения Работ при выявленных расхождениях документации, является встречным обязательством по Контракту.
В соответствии с ч. 1 ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Частью 2 ст. 328 ГК РФ установлено, что в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Исполнитель, не получив указаний от Заказчика, руководствуясь ст.328 ГК РФ, и ч. 3 ст. 716 ГК РФ правомерно не приступил к монтажу.
Подрядчик выявил следующие расхождения:
Контрактом предусмотрено выполнение Работ в соответствии с Техническим заданием (приложениями к заданию являются рабочие документации) и локальными сметными расчетами:
N 1 "Фотолюминесцентные эвакуационные системы";
N 2 "Знаки пожарной безопасности";
рабочей документацией:
"Фотолюминесцентные эвакуационные системы" НПБ.046.23. ФЭС.68В;
"Знаки пожарной безопасности" НПБ.044.23.ЗБ.68АВ.
В ходе подготовительных Работ по монтажу знаков были выявлены несоответствия рабочих документаций со сметами.
Несоответствия выразились в следующем:
1. В рабочей документации "Фотолюминесцентные эвакуационные системы" НПБ.046.23.ФЭС.68В в п. 5 определено, ленту крепить к стене при помощи саморезов. Направляющие линии выполнены фотолюминесцентной лентой 100х1000мм на подложке ПВХ 3 мм, или оцинкованный металл не менее 0.8 мм.
Специальная установочная подложка для фотолюминесцентных знаков безопасности должна быть изготовлена из оцинкованного металла толщиной не менее 0,8 мм или негорючего ПВХ.
Также в п. 9 "Примененное оборудование" документации установлено, знаки размещаются на подложке ПВХ 3 мм, или оцинкованный металл не менее 0.8 мм, определены размеры знаков, лент и подложек. В разделе 10 документации "Примечания к монтажу оборудования" установлено, что знаки пожарной безопасности и эвакуационные знаки безопасности, фотолюминесцентные ленты, размещенные на подложке ПВХ 3 мм, или оцинкованный металл не менее 0.8 мм, необходимо монтировать на стену при помощи саморезов.
На ступеньки крепится плоский алюминиевый профиль 26 мм, с вклеивающейся в него фотолюминесцентной лентой, монтаж осуществить с помощью монтажного клея, на под ступеньки крепится самоклеящаяся фотолюминесцентная лента 20 мм.
В локальном сметном расчете N1, установлено, что монтаж знаков выполняется, как декоративная отделка поверхностей клеевая - разделка по эскизам, категория сложности: 1 (прим. разметка мест установки самоклеящихся знаков), указана расценка ТЕР15-04-047- 09 (строка 1 в смете) состав затрат не заложен пластик 3 мм, двухсторонний скотч или жидкие гвозди, саморезы и работы по перфорации и сверлению отверстий для крепежа элементов ФЭС.
2. Размер подложки в рабочей документации "Фотолюминесцентные эвакуационные системы" НПБ.046.23.ФЭС.68В больше размера знаков, указанных в смете и больше линейной разметки, следовательно объем материалов на изготовление знаков и лент заложен в смете без учета размеров в документации.
3. Согласно рабочей документации "Знаки пожарной безопасности" НПБ.044.23.ЗБ.68АВ, в разделе 10 документации "Примечания к монтажу оборудования" установлено, что все знаки безопасности размещены на подложке ПВХ 3 мм; знаки безопасности монтировать на стену, при помощи двухстороннего скотча или жидких гвоздей, предварительно обезжирив поверхность. В локальном сметном расчете N2 не заложены работы по установки: подложки пвх, наклейки двухстороннего скотча или жидкие гвозди. В смете (строка 1) способ монтажа заложен, как декоративная отделка поверхностей клеевая - разделка по эскизам, категория сложности: 1 (прим. разметка мест установки самоклеящихся знаков), расценка ТЕР15-04-047-09 состав затрат не включены пластик 3 мм, двухсторонний скотч или жидкие гвозди, саморезы и работы по перфорации и сверлению отверстий для крепежа элементов ФЭС.
4. Размер подложки в рабочей документации "Знаки пожарной безопасности" НПБ.044.23.ЗБ.68АВ больше размера знаков, указанных в смете и больше линейной разметки, следовательно объем материалов на изготовление знаков заложен в смете без учета размеров в документации.
5. В рабочей документации знаки 2.5 и 2.6 указано размещать в коридорах, на высоте 1.7 м от верхнего края знака, расстояние между знаками не должно превышать 10 м. Согласно ГОСТ- 34428-2018 п 9.3.2.8 для коридоров шириной до 5 м, помещений с перегородками, образующих коридорную систему, и т.п. используют знаки эвакуации, которые устанавливают на стены (вертикальные поверхности) вдоль всего маршрута эвакуации на среднем уровне. Расстояние от уровня пола до нижней кромки знака должно быть от 1,5 до 1,8 м. Расстояние между знаками маршрута эвакуации должно быть не более 5 м. В точках пересечения коридоров, на поворотах и т.п. частота размещения может быть увеличена. Из этого следует, что ГОСТ-34428-2018 п.9.3.2.8 расстояние между знаками маршрута эвакуации должно быть не более 5 м. В рабочей документации расстояние между знаками не должно превышать 10 м.
1) В рабочей документации "Фотолюминесцентные эвакуационные системы" НПБ.046.23. ФЭС.68В в разделе 4. "Общие технические требования", установлены требования к конструкции и материалам:
По ГОСТ- 34428-2018:
5.1.2.1 Фотометрические характеристики элементов ФЭС в условиях изготовления, а также фотометрические характеристики фотолюминесиентных материалов должны соответствовать следующим требованиям:
-яркость свечения через 10 мяв после отключения источников освещения - не менее 200;
-яркость свечения через 60 мин после отключения источников освещения - не менее 25;
-яркость свечения через 1440 мин после отключения источников освещения не менее 0.3.
В Техническом задании пункт 9, определено: фотолюминесцентные материалы для изготовления ФЭС должны иметь маркировку с указанием наименования или товарного знака производителя и минимально допустимой яркости свечения в 200 мкд/м.кв. через 10 минут.
Специальная установочная подложка для знаков пожарной безопасности и ФЭС опасности должна быть изготовлена из оцинкованного металла толщиной не менее 0,8 мм или негорючего ПВХ (толщина ПВХ не указана).
7.Если Работы выполнять в данным в сметах, возникает не соответствии ГОСТУ- 34428-2018 и невозможно, если Работы выполнить в соответствии с рабочей документации, возникнет не соответствии ГОСТУ-34428-.
8.Количество знаков в документациях не соответствует в сметы (в документациях объеме больше).
При выполнении Работ по рабочей документации потребуется выполнение дополнительных работ (помимо работ, предусмотренных Контрактом).
Расчет расхождений по количеству знаков приведена в таблице, также в ней указан объем дополнительных работ (количество отверстий, пластика).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (статья 702 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Согласно части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком технической документации или иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик приостанавливал Работы по Контракту, в связи с выявленными расхождениями данных рабочих документаций с локальными сметными расчетам, до получения указаний от Заказчика о способе выполнения Работ при выявленных обстоятельствах.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Адва Директ Групп" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Участник предпринял все усилия для своевременного выполнения своей обязанности по исполнению Контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участник обнаружив несоответствия обратился к Заказчику с просьбой дать указания о способе продолжения Работ при имеющихся расхождениях в проектно-сметной документации.
При этом, у Подрядчика знаки были изготовлены в полном объеме, что подтверждается Счетом на оплату N 2292 и платежным поручением N 399.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Адва Директ Групп" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Адва Директ Групп" (ИНН: 0272023519), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2024 г. N РНП-78-726/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024