Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга района" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Хорешка А.Е. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16553/24 от 24.06.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ремонту крыши здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Железноводская ул д. 18, литера Б для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" согласно утвержденной адресной программе в 2024 году (далее - запроса котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 20.05.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200107024000088. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 041 576, 55 рублей.
В жалобе ИП Хорешок А.Е. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном установлении условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого запроса котировок.
Анализ указанной части извещения, а также положений проекта контракта, являющегося частью извещения, свидетельствует о том, что по своему содержанию он носит смешенный характер и содержит в себе договор подряда, а также договор поставки товаров.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объектом закупки является, в том числе, поставка "Фотореле", "Выключателей", "Щитов", "Розеток".
Комиссия УФАС констатирует, что указанные товары содержатся в Приложении к Приказу N 126н, а, следовательно, в рассматриваемом случае Заказчик был обязан установить условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные указанным Приказом, что и было сделано Заказчиком.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Приказом 126н установлено, что для целей применения приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них. В свою очередь, указанное ограничение установлено исключительно в отношении закупаемых товаров, и не применяется в отношении закупаемых Заказчиком услуг.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения норм Закона о контрактной системе в обжалуемой Заявителем части.
2. В силу ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе, перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены:
- перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В свою очередь, из содержания извещения о проведении рассматриваемой закупки следует, что в объект закупки включена поставка "Фотореле", "Выключателей", "Щитов", "Розеток" и выполнение работ по ремонту крыши здания, которые, в свою очередь, не включены в перечни, установленные Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р, а поставка изделий прочих из недрагоценных металлов, не включенные в другие группировки, имеющих код ОКДП2 25.99.29.190, не предусмотрена извещением.
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваем случае у Заказчика отсутствовала обязанность по предоставлению преимущества отдельным участникам закупки в порядке ст. 29 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в указанной части довод Заявителя также является необоснованным.
3. Довод Заявителя о том, что "Установления правил выставления исключительно счетов, счет-фактур (счет-фактура выставляется, в случае если предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации), товарной накладной формы Торг-12 противоречит указанной практике, нарушает требования части 1 статьи 2, статьи 7 ФЗ-44", Комиссия УФАС также находит необоснованным по следующим основаниям:
Согласно п. 5.3. проекта контракта, к документу о приемке, должны быть приложены следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью: счет, счет-фактура (счет-фактура выставляется, в случае если предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации), товарная накладная на поставляемый товар (оборудование) (форма ТОРГ-12) (в случае если при выполнении работ поставляется товар (оборудование), акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Условиями контракта установлен перечень документов, являющихся неотъемлемой частью документа о приемке, в том числе, форма ТОРГ-12, утверждённая п. 1.2. Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", применяемой для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей, в то время, как форма универсального передаточного документа (далее - УПД), согласно письму ФНС России от 21.10.13 N ММВ-20-3/96@, имеет рекомендательный характер, и у него нет универсальной формы, что позволяет поставщикам разработать свои формы и вносить в нее реквизиты, необходимые только им.
Юридические лица, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСНО) в качестве первичных бухгалтерских документов используют только накладную/товарную накладную, счет-фактуры не выставляются (в силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Юридические лица, использующие общую систему налогообложения, в качестве первичных бухгалтерских документов используют либо накладную/товарную накладную и счет-фактуру, либо универсальный передаточный документ.
Закон о контрактной системе устанавливает правило оформления и обмена сторонами контракта документов о приемке поставленного товара в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе (через ЕИС/электронный документооборот (ЭДО)), при этом Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N402-ФЗ) предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни.
Бухгалтерским учетом Заказчика предусмотрено наличие таких первичных учетных документов как: счет, счет-фактура (при условии, если Подрядчик является плательщиком НДС), товарная накладная на поставляемый товар (оборудование) (форма ТОРГ-12) (в случае если при выполнении работ устанавливается оборудование), Акт приемки объекта в эксплуатацию.
Перечисленные документы являются подтверждающими для оформления движения товароматериальных ценностей, на основании которых осуществляется постановка на балансовый учет полученного и введенного в эксплуатацию необходимого товара (оборудования). Указанные документы также являются основанием для оплаты поставленного товара через казначейскую систему оплаты согласно положениям проекта контракта.
С целью соблюдения положений ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено требование об обязательном оформлении выполненной поставки товара посредством ЕИС. При этом, требования, установленные в п. 2.6. проекта контракта, не препятствуют соблюдению положений ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Форма документа о приёмке в электронной форме, формируемого и подписываемого в ЕИС в рамках исполнения контракта, разработана по форме универсального передаточного документа (далее - УПД), приведенной в Письме ФНС России от 21.10.2013.
Функционал личного кабинета в ЕИС позволяет поставщику (подрядчику, исполнителю), в зависимости от применяемой последним системой налогообложения, сформировать как документ о приемке, являющийся первичным документом (статус 2), так и документ, объединяющий в себе первичный документ и счет-фактуру (статус 1).
Таким образом, обжалуемое Заявителем условие контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает права потенциального участника закупки в подаче заявки, за разъяснениями он не обращался.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Хорешка А.Е. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2024 г. N 44-2725/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024