Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СПб ГПМУ Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Мера-Сибирь" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16528/24 от 24.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинского оборудования в 2024 году (12) (извещение N 0372100041324000255),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в 2024 году (12) (извещение N 0372100041324000255) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 325 750,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Мера-Сибирь".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Мера-Сибирь" заключен государственный контракт N 255г/т24 от 08.05.2024 (далее - Контракт) на сумму 2 408 361,31 рублей, согласно которому Участник обязался осуществить поставку медицинского оборудования (далее - Оборудование) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке (погрузочно-разгрузочным и такелажным работам), сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 17.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае существенных нарушений Поставщиком обязательств по настоящему Контракту, к которым в том числе относится:
- отказ Поставщика передать Заказчику Оборудование или принадлежности к нему (п. 1 ст. 463, абз. 2 ст. 464 ГК РФ);
- существенное нарушение Поставщиком требований к качеству Оборудования, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
- невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании Оборудования (п. 1 ст. 480 ГК РФ);
- неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки Оборудования (п. 2 ст. 523 ГК РФ);
- отступление Поставщика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Мера-Сибирь".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в срок от даты заключения Контракта и по 31.10.2024, по предварительной заявке Заказчика, в течение 5 (пяти) рабочих дней (п. 5.1 Контракта).
Согласно п. 5.1.1 Контракта Заказчик направляет Поставщику заявку на поставку Оборудования, в которой указывает наименование, количество, ассортимент поставляемого Оборудования, в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и адрес места доставки. Заявка имеет силу как в случае её передачи Поставщику путем вручения документа, так и при её передаче средствами факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, указанному в разделе 16 "Представители сторон". Заявка считается доставленной и в тех случаях, если она поступила Поставщику, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней. Условия поставки Оборудования - силами и за счет средств Поставщика. Ассортимент, технические показатели и количество Оборудования, поставляемого Поставщиком в рамках данного Контракта, должны строго соответствовать указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), и в Технических требованиях (Приложение N 2 к Контракту).
Заявка на поставку оборудования была направлена Заказчиком 13.05.2024. Следовательно поставка должна была быть осуществлена до 21.05.2024.
В связи с отсутствием поставки 20.05.2024 в адрес Поставщика Заказчиком направлено обращение с предложением поставить Оборудование до 27.05.2024.
Однако по состоянию на 10.06.2024 поставка не была осуществлена. В ответ на обращение Заказчика от Поставщика поступил ответ, в котором сообщалось, что ООО "Мера-Сибирь" обязуется осуществить поставку Оборудования в срок до 27.05.2024, специалист по настройке и вводу в эксплуатацию будет направлен к Заказчику 31.05.2024, а также дополнительно с Заказчиком свяжутся для уточнения времени прибытия.
При этом до 10.06.2024 Поставщик так и не исполнил взятые на себя обязательства ни по поставке Оборудования, ни по направлению специалиста по настройке и вводу Оборудования в эксплуатацию.
В связи с истечением установленных в п. 5.1 Контракта сроков, отсутствием ответов на обращения, направляемые посредством в указанных в Контракте адресов электронной почты, Заказчиком 04.06.2024 направлено требование (претензия) посредством электронной площадки в адрес Поставщика. Требование оставлено без ответа.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил порядок рассмотрения споров по Контракту, что является существенным нарушением условий Контракта.
В связи с вышеизложенным на основании п. 1 ст. 463 и п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 17.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Мера-Сибирь" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Мера-Сибирь" не имело умысла в уклонении от исполнения Контракта. Вины в неисполнении Контракта в действиях ООО "Мера-Сибирь" не содержится. Причиной неисполнения Контракта послужили следующие обстоятельства.
С целью подготовки к исполнению Контракта 17.04.2024 ООО "Мера-Сибирь" обратилось к своему партнеру - "ВымпелЭлит" с запросом о поставке Оборудования и получило коммерческое предложение.
06.05.2024 между ООО "Мера-Сибирь" и ООО "ВымпелЭлит" был заключен договор поставки на закупаемое Оборудование (N 1-ДИ от 06.05.2024).
ООО "ВымпелЭлит" не является производителем Оборудования и также 06.05.2024 заключило договор поставки с ООО "ВИСКО", которое в коммерческом предложении указало готовность поставки - 10 дней. В соответствии с условиями данного договора поставка Оборудования осуществляется в течение 10 дней с момента оплаты счета. ООО "ВымпелЭлит" произвело оплату за данное Оборудование, что подтверждается Платежным Поручением N 83 от 07.05.2024. Согласно условиям договора, заключенного между ООО "ВымпелЭлит" и ООО "Виско" Оборудование должно было быть доставлено в терминал г. Москва 16.05.2024. На основании условий данного договора между ООО "ВымпелЭлит" и ООО "Виско" (конечный поставщик) ООО "ВыспелЭлит" в условиях договора N 1-ДИ от 06.05.2024 продублировало условия поставки Оборудования.
В соответствии с условиями договора N 1-ДИ от 06.05.2024, заключенного между ООО "Мера-Сибирь" и ООО "ВымпелЭлит" Оборудование должно было поступить в адрес первого в течении 10 дней с момента подписания договора.
08.05.2024 в день заключения Контракта от Заказчика Поставщику поступило письмо, в котором указывалось на обязанность Поставщика в соответствии с п. 3.1.4.1 Контракта подтвердить квалификацию персонала предоставлением Заказчику после заключения Контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней копии договора между Поставщиком и Соисполнителем, а также копии лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выданной Соисполнителю и/или сведения о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий, предоставляемые в соответствии с п. 8 ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданной Соисполнителю.
17.05.2024 в связи с удаленностью местонахождения Поставщика, ООО "Мера-Сибирь" был заключен договор на оказание услуг по монтажу медицинского оборудования с исполнителем, имеющим достаточную квалификацию для исполнения Контракта, что не запрещено условиями Контракта.
13.05.2024 от Заказчика поступила заявка на поставку Оборудования, срок поставки согласно условиям Контракта - 20.05.2024.
Согласно условиям договора поставки N 1-ДИ от 06.05.2024 поставка должна была быть осуществлена вовремя.
15.05.2024 в адрес Поставщика от Заказчика поступили фото монтажа. С Заказчиком велись переговоры об условиях монтажа.
Однако поставка Оборудования задерживалась, так как конечный поставщик (ООО "Виско") в телефонном разговоре сообщил о задержке поставки и уверил о том, что поставка будет осуществлена 27.05.2024, так как из-за санкций возникли проблемы с логистикой и поставка задерживается.
20.05.2024 от Заказчика поступило письмо, в котором Заказчик просил поставить Оборудование в срок до 27.05.2024. В ответ Поставщиком было направлено гарантийное письмо о поставке.
Вместе с тем ООО "Виско" перестало выходить на связь.
На заседание Комиссии УФАС Участник представил переписку с представителем ООО "Виско" с почты ООО "ВымпелЭлит", так как ООО "ВымпелЭлит" также является заинтересованным лицом в своевременной поставке Оборудования. Результатом переписки стал ответ, где поставщик ООО "Виско" просит написать письмо о возврате денежных средств. После чего начался процесс подачи искового заявления в Арбитражный суд.
Одновременно с началом разбирательств с ООО "Виско" Поставщиком были предприняты меры по поиску подходящего технической документации Оборудования.
Для исполнения Контракта также было привлечено ООО "ВымпелЭлит".
В результате того, что ООО "Виско" перестало выходить на связь ООО "ВымпелЭлит" было направлено исковое заявление в Арбитражный суд г. Барнаула, судебное заседание назначено на 12.07.2024. В ходе подготовки к делу выяснилось, что ООО "Виско" подверглось мошенническим действиям, о чем имеется письмо от ООО "Виско".
ООО "Мера-Сибирь" является добросовестным поставщиком и ведет деятельность с 2022 года. В данном случае ООО "Мера-Сибирь" подверглось мошенническим действиям со стороны поставщика, и предприняло все необходимые меры для надлежащего исполнения контракта. Вместе с тем требование Заказчика об оплате пени было своевременно исполнено, так как ООО "Мера-Сибирь" до последнего надеялось исполнить Контракт и осуществить поставку Оборудования.
Ввиду сложившихся обстоятельств ООО "Мера-Сибирь" не имело возможности поставить Оборудование, которое изначально заявлялось к поставке в связи с тем, что оно находится под санкциями и не поставляется в Российскую Федерацию, о чем свидетельствует письмо официального представителя Steelco на территории Российской Федерации.
При этом со стороны ООО "Мера-Сибирь" было направлено письмо о возможности поставки Оборудования, полностью соответствующего техническому заданию, однако другого производителя. Согласовать замену Заказчик отказался.
В соответствии с требованиями Контракта поставить аналог Российского производителя с полностью соответствующими характеристиками без согласования с Заказчиком невозможно, следовательно, и исполнение Контракта для Поставщика стало невозможным.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Мера-Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Мера-Сибирь" предпринимало активные действия по исполнению Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Мера-Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Мера-Сибирь" (ИНН: 2225227660), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2024 г. N РНП-78-1044/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024