Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского" (далее - Заказчик):
ООО "Меркурий" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16527/24 от 24.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на поставку книг (извещение N 0372200223224000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.05.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку книг (извещение N 0372200223224000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 268 127,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.06.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Меркурий".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.06.2024 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке (РОСЭЛТОРГ (АО"ЕЭТП")) с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
В регламентированный срок Участник не направил Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "Меркурий", а также не представил необходимые документы об обеспечении исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Поскольку в регламентированный законом о контрактной системе срок, Участник не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "Меркурий", и не представил необходимые документы об обеспечении исполнения контракта, Заказчик разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.06.2024 N ППУ20_1.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Меркурий" не имело намерения уклониться от заключения контракта, однако из-за несоответствия информации, указанной Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и проекте контракта пропустило регламентированный срок для подписания контракта.
Несмотря на разночтения информации, указанной Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и проекте контракта (согласно разделу 8 проекта контракта, обеспечение исполнения Контракта не предоставляется), руководствуясь реквизитами, указанными Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, ООО "Меркурий" заблаговременно направило денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 80 438,16 рублей, что подтверждается платежным поручением N 716 от 10.06.2024. Однако 14.06.2024 от Заказчика поступила информация о том, что денежные средства не зачислены в качестве обеспечения на расчетный счет Заказчика. Причина незачисления - ошибка в расчетном счете Заказчика, размещенном на Официальном сайте.
Письмом от 14.06.2024 в адрес ООО "Меркурий" были направлены корректные реквизиты для повторного направления обеспечения исполнения контракта. Также Заказчик направил письмо о необходимости направления заявления для возврата денежных средств, зачисленных в состав невыясненных поступлений в Комитет финансов по счету, что было сделано Участником (письмо Заказчика от 19.06.2024; письмо Участника от 19.06.2024 на возврат денежных средств).
20.06.2024 ООО "Меркурий" были повторно направлены денежные средства в размере 80 438,16 рублей, что подтверждается платежным поручением N 723 от 20.06.2024. Однако 20.06.2024 от Заказчика снова поступила информация о не зачислении денежных средств и необходимости их повторной отправки.
В связи со сложившееся ситуацией ООО "Меркурий" в третий раз были направлены денежные средства, успешно поступившие на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 724 от 21.06.2024. После проведенной оплаты 21.06.2024 в 17 часов 19 минут ООО "Меркурий" направило копию платежного поручения в адрес Заказчика, а также устно уведомило его о поступившем платеже в телефонном разговоре.
Вместе с тем 21.06.2024 в 15 часов 14 минут Заказчиком на Официальном сайте был размещен Протокол N 1 о признании победителя электронного аукциона на поставку книг уклонившимся от заключения контракта.
После размещения указанного протокола Участник направил в адрес Заказчика письмо с разъяснением сложившейся ситуации и указанием на готовность исполнить контракт (письмо от 24.06.2024 N б/н).
Таким образом, ООО "Меркурий" предприняло все зависящие от него меры для своевременного подписания контракта.
Кроме того, по состоянию на 21.06.2024 ООО "Меркурий" уже располагало полным комплектом товара, предусмотренным предметом контракта, и было готово поставить его Заказчику, что подтверждается счет-фактурой N 39383/0 от 21.06.2024 и фотографиями товара, представленными на заседание Комиссии УФАС.
Также представитель Участника обратил внимание на то, что ООО "Меркурий" ведет свою деятельность более 20 лет, при этом за 2022 год сумма исполненных обязательств по государственным контрактам составила 23,54 млн. рублей, за 2023 год - 42,02 млн. рублей, за 2024 год - 20,39 млн. рублей. При этом за всю свою деятельность организация не участвовала в заседаниях Комиссии УФАС по рассмотрению вопроса о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Меркурий" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, принимая во внимание осуществление Участником действий по заблаговременной подготовке обеспечения исполнения контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Меркурий" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Меркурий" (ИНН: 7811121143), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2024 г. N РНП-78-1043/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024