Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):,
Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
ГБОУ СОШ N 50 Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
АО "Фирма Флоридан" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16550/24 от 24.06.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях Петроградского района Санкт-Петербурга в 2024/2025 учебном году (извещение N 0172200002524000291) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 10.06.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002524000291. Начальная (максимальная) цена контракта - 127 783 980, 67 рубля.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
Электронный документ "Приложение_N_1_к_извещению_Описание_объекта_закупки+.docx" содержит описание объекта закупки.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
В соответствии с п. 7.1 раздела II описания объекта закупки, организация основного питания осуществляется Исполнителем в соответствии с цикличными меню рационов горячего питания (Приложение N1 к описанию закупки) из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья (Приложение N2 к описанию закупки).
В соответствии с п. 5.3 раздела I описания объекта закупки, организация питания должна осуществляться в соответствии с правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". Приготовление блюд должно осуществляться из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (Приложение N1.2 к описанию объекта закупки).
В соответствии с п. 6. Раздела II описания объекта закупки, оказываемые Исполнителем услуги по организации питания (обеспечения питанием) должны полностью соответствовать требованиям к таким услугам, включая ограничения, разрешения и рекомендации, предусмотренным следующими нормативными правовыми актами (далее - нормативно-технических документов), в том числе Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
В соответствии с п. 8.1.3. указанного СанПиН, в организации, в которой организуется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации. В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания детей в организованных детских коллективах в детских организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, медицинских организациях, организациях социального обслуживания осуществляющих стационарное социальное обслуживание, меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться руководителем организации, в которой организуется питание детей.
В соответствии с п. 7.3. раздела II описания объекта закупки, Исполнитель обязан обеспечить приготовление каждого блюда и кулинарного изделия на основании разработанного и утвержденного меню с учётом всех требований технического задания, условий реализации и приготовления, а также ограничений и обстоятельств, в соответствии с требованием нормативно-технических документов
В соответствии с п. 7.3. раздела II описания объекта закупки, Исполнитель обязан обеспечить приготовление блюд и кулинарных изделий на основании технологической карты на продукцию общественного питания и/или технико-технологической карты на новую продукцию общественного питания меню, разработанными Исполнителем в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениями Заказчика, Заказчиком в рамках Извещения, а также приложений к Извещению определены все необходимые условия для надлежащего оказания услуг. В документации заказчиком использованы официальные меню, разработанные Управлением социального питания и меню из контрактов Заказчика, по ранее проведенным конкурсам, приложены примерные меню для организации основного питания. Вся необходимая информация установлена Заказчиком для надлежащего исполнения контракта.
Заказчик указал в пункте 7.1. описания объекта закупки, что при необходимости, лечебное и диетическое питание осуществляется в соответствии с разработанным Исполнителем и согласованным с Заказчиком, меню дополнительного питания.
Соответственно требования Заказчика, указанные Заявителем в жалобе, относятся к требованиям по меню дополнительного питания.
В документации заказчиком использовано официальное меню, разработанное Управлением социального питания.
Примерные цикличные сбалансированные меню рационов горячего питания разрабатываются Управлением социального питания в целях методологической поддержки заказчиков и исполнителей контрактов на закупку услуги питания в государственных учреждениях Санкт- Петербурга.
Заказчик указал в приложении N2 к описанию закупки, что организация основного питания учащимся кадетских классов (5-8 классы) и учащимся старших классов (12-18 лет), осуществляется в соответствии с меню из контрактов, заключенных между образовательными учреждениями Петроградского района Санкт-Петербурга и АО "ФИРМА ФЛОРИДАН" по результатам конкурса.
Соответственно, замечания Заявителя не имеют существенного значения и не оказывают влияния на исполнение контрактов.
Заявитель в материалы дела доказательств обратного не представил, в связи с чем доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
2. В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 7.1 раздела II описания объекта закупки, организация основного питания осуществляется Исполнителем в соответствии с цикличными меню рационов горячего питания (Приложение N1 к описанию закупки) из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья (Приложение N2 к описанию закупки).
В соответствии с расчетом НЦЕУ и Приложением N 3 к Приложению N 1 извещения об осуществлении закупки, одной из услуг, оказываемой Исполнителем, является "Оказание услуг по организации питания обучающихся 5-11 классы в государственных образовательных учреждениях в 2024 году / комплексный обед (завтрак и обед)".
В соответствии с п. 5.3 раздела I описания объекта закупки, организация питания должна осуществляться в соответствии с правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". В соответствии с Приложением N 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения составляет:
до 6 часов один прием пищи - завтрак или обед; более 6 часов не менее двух приемов пищи (приемы пищи определяются временем нахождения в организации) либо завтрак и обед (для детей, обучающихся в первую смену), либо обед и полдник (для детей, обучающихся во вторую смену).
Соответственно, при исполнении контракта, в зависимости от времени нахождения обучающихся в учреждении Исполнитель будет обязан предоставить соответствующей категории получателей услуг или комплексный обед или завтрак и обед.
При этом, извещение о закупке и приложения к нему не содержат меню "завтрака и обеда" для обучающихся 5-11 классов в государственных образовательных учреждениях в 2024 году, в связи с чем Исполнитель не может надлежащим образом исполнить обязанность по организации надлежащего питания при исполнении контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае не представляется возможным определить потребность Заказчика, что противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан обоснованным.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Фирма Флоридан" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2024 г. N 44-2767/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024