Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ средняя школа N 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Мастер-Сервис" (далее - Участник, Подрядчик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16356/24 от 21.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по подготовке здания, ИТП к зимнему периоду эксплуатации в ГБОУ средняя школа N 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: 196657, Санкт-Петербург, поселок Шушары, ул. Волховская (Новая Ижора), дом 3, литер А (извещение N 0372200285623000071),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по подготовке здания, ИТП к зимнему периоду эксплуатации в ГБОУ средняя школа N 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: 196657, Санкт-Петербург, поселок Шушары, ул. Волховская (Новая Ижора), дом 3, литер А (извещение N 0372200285623000071) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 795 369,26 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.01.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Мастер-Сервис".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Мастер-Сервис" заключен государственный контракт N 0372200285623000071 от 22.01.2024 на сумму 210 384,73 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 10.1 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Мастер-Сервис".
На заседании Комиссия УФАС установила, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по подготовке здания, ИТП к зимнему периоду эксплуатации в ГБОУ средняя школа N 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Работу) по адресу: 196657, Санкт-Петербург, поселок Шушары, ул. Волховская (Новая Ижора), дом 3, литер А (далее - Объект).
Согласно п. 2.1. Контракта Работы выполняются с 15.05.2024 по 20.06.2024.
На 07.06.2023 представитель Подрядчика отказался принимать объект ИТП в работу и тем самым нарушил условия контракта.
Акт о приемке-передаче в работу объекта Подрядчик подписывать отказался.
Обязательства по Контракту не выполнены в полном объеме согласно условиям Контракта, что привело к нарушению сроков начала выполнения Работ.
Не предоставлены документы, подтверждающие к привлечению работ квалифицированный персонал - специально подготовленных работников, прошедших проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности). Не предоставлены также списки работников и приказ на ответственного производителя работ, журнал производства работ.
Сроки (относительно графика (Приложение N2) сдачи Объекта к отопительному периоду затягиваются.
В соответствии с п. 10.1 Контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с частью 2 статьи 407 и статей 450.1 ГК РФ в случае существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта, а именно:
- Если отступления в выполненных работах от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми.
- Задержки Подрядчиком хода работ по его вине, когда срок окончания выполнения работ, установленный в Контракте, увеличивается более чем на 5 рабочих дней.
В связи с вышеизложенным Заказчик принял решение о б одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с Контрактом п.4.2.1. Заказчик обязан:
В течение 5 (пяти) рабочих дней до даты начала работ по контракту передает Подрядчику по акту передачи объект для выполнения работ.
В соответствии с п. 2.1.1. Контракта, начало работ: 15.05.2024.
Таким образом, Заказчик обязан был передать Объект не позднее 06.05.2024 года.
По состоянию на 19.06.2024 просрочка по обязательств составила: 29 рабочих дней.
В реализации данного Контракта 21.05.2024 Подрядчик был приглашен на приемку Объекта.
В связи с ограничением времени на приемку Подрядчику, со стороны Заказчика, были осмотрены только система "Теплого пола" и система "ГВС". Остальные системы не осматривались.
В связи с чем (ограниченным временем), приемка Объекта была перенесена, и согласована Заказчиком на 28.05.2024.
В результате осмотра были выявлены следующие замечания:
- Не справна система "Тёплого пола";
- Не герметична система "ГВС" в том числе, течет теплообменный аппарат. Вышеперечисленные замечания были озвучены Заказчику.
Однако 28.05.2024 представитель Заказчика на самом Объекте отсутствовал.
Техническая документация представлена - не была.
Прибывшие представители Подрядчика, для приемки Объекта, на Объект, Заказчиком допущены не были.
Исполнитель, по факту недопуска Подрядчика на Объект, и о недопустимости отказа допуска, неоднократно информировал Заказчика
Заказчику было указано:
- претензией исх. N12 от 31.05.2024,
- информационное письмо исх.12 от 31.05.2024 с требованиями допустить на объект Подрядчика,
- письмо от 05.06.2024 исх. N15 с требованиями допустить на объект Исполнителя,
- письмо от 10.06.2024 исх. N 98 с требованиями допустить на объект Подрядчика.
При этом:
- 05.06.2024 Подрядчиком, было предложено Заказчику возобновить передачу Объекта и направить представителей Подрядчика 07.06.2024.
- 11.06.2024 Подрядчиком, было предложено Заказчику возобновить передачу Объекта, при этом Подрядчик готов направить предстателей 13.06.2024.
- 18.06.2024 Подрядчиком было предложено спланировать, согласовать дату и допустить представителей Исполнителя на Объект для приемки объекта,внести изменения в Акт приема передачи Объекта.
Заказчик отмечает, что Подрядчик Акт о приемке-передаче в работу Объекта подписывать оказался.
При этом представитель Подрядчика отмечает, что Заказчику ранее указывалось необходимость устранения замечаний к Акту передачи.
Заказчик 04.06.24 разместил акт приема - передачи объекта в ЕИС.
В свою очередь Подрядчик:
1. 28.05.2024 - указал о замечаниях которые необходимо внести в акт, в частности:
Акт составлен не верно, в частности:
- Объект Заказчик - не передал.
- Техническую документацию - не предоставил.
- Неверно указана должность представителя принимающей стороны (Подрядчик).
- Не верно указан персонал принимающей стороны (Подрядчика).
- Не указано основание комиссии сдающей стороны (Заказчика).
- В акте не указаны существенные замечания (грозящие годности и прочности результатов выполняемых Работ и создают невозможность их завершения в срок) Подрядчика от 21.05.2024 (исх. N12 от 31.05.2024)
31.05.2024 (исх. N12 от 31.05.24) замечания были указаны Заказчику, которые необходимо было внести в Акт.
В адрес Подрядчика 04.06.2024 поступила претензия (исх.N 90) с требованиями в срок до 05.06.2024 г. предоставить следующие документы:
1. Подтверждающие к привлечению работ квалифицированный персонал - специально подготовленных работников, прошедших проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности).
2. Списки работников.
3. Приказ на ответственного производителя работ.
05.06.2024 в адрес Заказчика были отправлены затребованные следующие документы (файл "документы для отправки" ЕИС от 05.06.2024 г.):
1. Приказ N 12 от 06.05.24 г. "О назначении ответственным по оказанию услуг в соответствии с Контрактом";
2. Приказ N14 от 05.06.24 г. "Списочный состав Исполнителя";
3. Документы подтверждающие квалификацию сотрудников, прошедших проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Мастер-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что предпринял все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником была обнаружена негерметичность системы "ГВС" (течет теплообменный аппарат).
При этом, представитель Заказчика с данным обстоятельством не согласен и отмечает, что согласно письму ООО "ЭнергоСервис" (исх. 098/24 от 28.05.2024) был произведен осмотр систем теплопотребления в тепловом пункте, все системы теплопотребления (система отопления, вентиляции, ГВС, теплые полы) работают исправно, замечаний нет (в рамках исполнения контракта N 0372200285623000056 от 18.12.2023 по сервисному обслуживанию ИТП В ГБОУ средняя школа N 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга).
Однако, в Акте от 07.06.2024 ООО "Петербургтеплоэнерго" установлена негерметичность систем теплопотребления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Мастер-Сервис" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Мастер-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует отметить, что Комиссия УФАС России при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Мастер-Сервис" (ИНН: 7839122764), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 июня 2024 г. N РНП-78-1037/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024