Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
При участии представителя СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ООО "Аксиомед" (далее - Заявитель), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16687/24 от 25.06.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку N 595 перчаток, в том числе смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных в 2024 году (извещение N 0372200047724000614) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.06.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200047724000614. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 116 361,70 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились: в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной. в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Согласно п.п. 6-7 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Кроме того, из системного толкования абц. 2 п. 7 Правил следует, что в случае отсутствия необходимого кода каталога товара, работы, услуги, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании объекта закупки Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
При этом Комиссия УФАС отмечает, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Предметом закупки является поставка N 595 перчаток, в том числе смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных в 2024 году.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком, в том числе, в электронном документе "N1_ИЗМЕНЕН_ООЗ_N595_перчатки,_ в_тч_смотр_проц_нитрил,_неопудр,_нестер".
На заседании Комиссии УФАС отмечено, что описание объекта закупки по позиции "Перчатки смотровые / процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" Заказчиком с применением информации, включенной в позицию КТРУ 22.19.60.119-00000008.
Вышеназванной позицией КТРУ не предусмотрено описание закупаемого товара, следовательно, описание объекта закупки осуществлялось Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС установила, что в соответствии с пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Участник в своей жалобе оспаривает требования к позиции 3 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", имеющие код позиции 22.19.60.119-00000008, в частности к 3 (трем) следующим параметрам:
3.2. Внутреннее покрытие полимерное синтетическое абсорбирующее с противовоспалительным компонентом
3.2.1. Состав внутреннего покрытия противовоспалительный компонент на основе Алое Вера
3.9. Информация о наличии компонента в Регистрационном удостоверении или в приложении к регистрационному удостоверению на сайте РЗН и на групповой упаковке ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Комиссия УФАС установила, что в соответствии с ч.4 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчиком были внесены изменения в извещение и продлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе, о чем свидетельствует опубликованный 25.06.2024 в 17:13 Заказчиком документ "Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 25.06.2024 NИИ1".
Согласно пояснениям представителя Заказчиком, в извещение были внесены изменения в том числе, в части нарушений положений Закона о контрактной системе указанных в доводах жалобы Заявителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС установлено, что Заявитель обжалует положения извещения в редакции, которая на момент заседания Комиссии УФАС перестала действовать в связи с изменениями, внесенными Заказчиком.
Кроме того, Заявитель считает, что государственный стандарт ГОСТ Р 52239-2004 не предусматривает возможность обработки/изготовления внутреннего покрытия перчатки на основе синтетического абсорбирующего покрытия.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в ГОСТ Р 52239-2004 содержатся следующие положения:
Следовательно, требование к полимерному покрытию прямо предусмотрено действующим государственным стандартом ГОСТ Р 52239-2004.
Более того, Заказчик так же учитывал положения Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - Методические рекомендации), в пункте 4.2 Методических рекомендаций, указано, что:
4.2. Перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор типа перчаток в зависимости от степени инвазивности и эпидемиологической опасности выполняемой процедуры (хирургические или диагностические);
- выбор типа перчаток по целевому назначению (специализация перчаток при различных типах хирургических вмешательств);
- выбор материала изготовления перчаток;
- выбор по способу обработки внутренней поверхности перчаток;
- выбор по фактуре внешней поверхности перчаток;
- выбор перчаток по форме и способу обработки края манжеты;
- выбор перчаток по размеру.
В пункте 3.4 Методических рекомендаций указано:
Внутренняя поверхность медицинских перчаток должна препятствовать их склеиванию при хранении и облегчать надевание перчаток. В зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:
- опудренные;
- неопудренные;
- обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).
При длительном ношении перчаток (свыше 15-20 минут), в результате работы потовых и сальных желез под перчаткой образуется "перчаточный сок", который был описан Большой медицинской энциклопедии (том 2, 1928 г.) в разделе "Антисептика и Асептика" (стр. 49 и 50). Также, в клинической практике определено, что перчаточный сок - секрет потовых и сальных желез кожи кисти, скапливающийся в процессе выполнения манипуляций в медицинских перчатках. Эти выделения служат питательной средой для бактерий. Перчаточный сок может содержать резистентные микроорганизмы из более глубоких слоев кожи, которые могут пройти через возможные проколы перчаток и попасть в стерильные полости (в том числе слизистые) тела пациента с риском вызвать инфекцию области медицинского вмешательства. Перчаточный сок имеет рН 3,5-5,6, то есть образует агрессивную кислую среду на коже под изделиями. И в случае, если на коже есть мелкие царапины, трещины, мацерации, то кислая среда вызывает жжение и зуд во время длительных манипуляций, что повышает риск развития кожных заболеваний у медицинского персонала. При образовании перчаточного сока кожа рук медицинского персонала находится в условиях повышенной влажности, что приводит к мацерации кожи рук медицинского персонала (сморщиванию кожи).
Мацерация в клинической практике сопоставляется с интертригенозным дерматитом (Интергрито). Интертриго появляется, в результате избытка влаги, которая смягчает и раздражает кожу, и, вследствие этого, вызывает ее разрушение. Разрушение тканей кожи часто приводит к появлению грибковой или бактериальной инфекции. На пораженном участке может появиться покраснение, раздражение, зуд или сочетание вышеперечисленных симптомов.
Одним из способов исключения условий возникновения мацерации кожи рук медицинского персонала - является использование перчаток с абсорбирующим полимерным покрытием.
Свойства перчаток определяются с учетом их функционального назначения и потребности Заказчиков.
Относительно установления Заказчиком требований к противовоспалительному компоненту Заказчик пояснил, что данные требования также продиктованы пунктом 4.2 Методических рекомендаций, с целью предотвращения возможности развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток.
Перчатки с требуемыми характеристиками предлагаются несколькими производителями, например:
1) Перчатки нитриловые диагностические нестерильные неопудренные текстурированные BioAncoreR по ТУ 22.19.60-001-31887864-2019, в варианте исполнения: Перчатки нитриловые диагностические нестерильные неопудренные текстурированные BioAncoreR с покрытием Алоэ вера (РЗН 2021/15351, ООО "Альянс Плюс", Россия);
2) Перчатки медицинские одноразовые: Перчатки диагностические нитриловые, нестерильные, неопудренные с Aloe Vera - Hydrex// Nitrile examination gloves, non-sterile, powder free with Aloe Vera - Hydrex (РЗН 2011/10956, "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., Инк.", США);
3) Перчатки диагностические нестерильные неопудренные ARDAR из синтетического латекса: Перчатки диагностические нестерильные неопудренные нитриловые с Алое Вера ARDAR размеры: XS, S, М, L, XL, XXL (вид 185830) (РЗН 2019/8115, "ПиТи Медисэйф Текнолоджис", Индонезия).
Заявитель участие своих представителей в заседании Комиссии УФАС не обеспечил и доказательств обратного не представил, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аксиомед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июля 2024 г. N 44-2775/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024