Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А., Членов комиссии: специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Калиниченко В.Р., В присутствии представителей: от заказчика - Кананова К. С., от ООО "Куполмед" - Скрынниковой Е. В., 1
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Куполмед" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321200022024000918 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края". Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 27.06.2024 г. с вызовом сторон по делу. 27.06.2024 г. Комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки
установила
следующее. 18.06.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321200022024000918 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края" (далее - Извещение). ООО "Куполмед", посчитав, что Извещение сформировано с нарушением требований Закона N44-ФЗ, 23.06.2024 г. подало жалобу в Управление.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Частью 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов. Объектом закупки являются изделия медицинского назначения. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и 2024-9199 2 муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения РФ, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает: 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем года, составил менее 50 млн. рублей; 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. до 100 млн. рублей; 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Таким образом, предельная начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), предметом которого являются медицинские изделия различных видов, составляет 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей.
В соответствии с Извещением начальная (максимальная) цена контракта установлена 1 500 000 рублей. Комиссией установлено, что Заказчиком в один лот включены медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, при этом, объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в 2023 году, составил 1 493 295 413, 55 рублей Таким образом, Заказчиком при формировании объекта закупки нарушений требований ПП РФ N 620 не допущено. 2.
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Таким образом, выбор способа определения поставщика путем проведения запроса котировок для закупки N 0321200022024000918 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края" не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ. 3.
Согласно доводам жалобы, описание объекта закупки, сформированное заказчиком, ограничивает число участников ввиду следующего: По позиции N1-2 Безэкранная рентгенографическая пленка на прозрачной основе Direct Vista: установлен запрет эквивалента, по позициям закупается пленка единственного производителя - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07718 2024-9199 3 от 24.08.2010, Носители бумажные и пленочные для термической печати диагностических медицинских изображений: Direct Vista, Chroma Vista, производитель Кодоникс, Инк., США.
По позиции N3-4 Пленка для термографического принтера "DryStar": установлен запрет эквивалента, по позициям закупается пленка единственного производителя - регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2950 от 30.11.2018, Пленка термографическая медицинская Drystar DT 10 В, производитель "Агфа Н.В.", Бельгия. По позиции N9-12: установлен запрет эквивалента, по позициям закупаются трубки насоса и трубки пациента единственного производителя "Ульрих ГмбХ энд Ко. КГ", Германия, в описании указан товарный знак ulrich medical.
Позиции N5-8: допускают поставку Пленки рентгеновской медицинской любого производителя.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических 2024-9199 4 характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Представитель Заказчика пояснил, что установление требований к товарам единственного производителя обусловлено спецификой работы учреждения, а так же необходимостью использования оригинальных расходных материалов по условиям гарантии на оборудование, имеющиеся у Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования. Так, в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого 2024-9199 5 установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Таким образом, Заказчиком при формировании объекта закупки допущены нарушения ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона N 44-ФЗ,
Р Е Ш И Л А
1. Признать жалобу ООО "Куполмед" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321200022024000918 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края" - обоснованной по доводу 3.
2. В действиях заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" установлены нарушения ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем Заказчику выдается обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушения требований Закона N44-ФЗ. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.А. Соколов Члены комиссии: П.В. Попова В.Р. Калиниченко Исп.Попова П.В. тел.8-8652-35-28-07 2024-9199 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 июня 2024 г. N 026/06/106-1360/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024