Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, члены Инспекции: О.И. Филатов - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; И.Д. Старжинский - специалист эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, с участием представителя заказчика - Обособленного структурного подразделения Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Калининградский государственный технический университет": Н.Г. Дороховой (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя - ООО КБМЭ "Вектор", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Инспекции, на основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2005 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов 1 специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" приказа Калининградского УФАС России N 71 от 26.06.2024, изданного в связи с поступлениемиз ФАС России (исх. N ПИ/55466/24 от 25.06.2024) обращения ООО КБМЭ "Вектор" (далее - Заявитель) (вх. N 4874-ЭП/24 от 26.06.2024) о наличии признаков нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении заказчиком - Обособленным структурным подразделением Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Калининградский государственный технический университет" электронного аукциона, предметом которого является поставка тренажера мостика рыбопромыслового судна (извещение N 0335100016124000056) (далее - Аукцион), Проверка начата 27.06.2024, окончена 02.07.2024.
В ходе проведения проверки Инспекцией были изучены следующие документы:
- сведения, представленные Заказчиком, оператором электронной площадки;
- сведения с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
В обоснование своей жалобы Заявителем приведены следующие доводы 1. Заявитель полагает, что описание объекта закупки (далее - Техническое задание) составлено с нарушением требований действующего законодательства.
2. В извещении об осуществлении закупки неправомерно не было установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а именно программное обеспечение, при этом в ответе на запрос о разъяснении положении извещения Заказчик сообщил, что будут внесены изменения, которые в последующем не были внесены.
3. Победителем закупки необоснованно стала фирма-посредник, не обладающая компетенциями в области проектирования рыбопромысловых тренажеров, не имеющая производственных и лабораторных помещений, не обладающая никакими правами на поставляемую продукцию. Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя Заказчик полагает, что извещение об осуществлении закупки составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, доводы Заявителя является лишь его личным мнением, которое не подтверждено доказательствами.
В результате проведенной проверки, на основании анализа изученных документов, пояснений сторон Инспекция
установила
19.04.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки N 0335100016124000056 с приложениями. Начальная цена контракта - 40 000 000,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. В составе извещения об осуществлении закупки размещено описание объекта закупки (далее - Техническое задание). Из анализа Технического задания Инспекцией установлено, что в рамках данной закупки осуществляется приобретение радиоэлектронной продукции с программным обеспечением.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской 2024-3527 2 Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В извещении об осуществлении закупки в целях соблюдения требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены: запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236) и ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617).
При формировании извещения Заказчиком применен код ОКПД2: "32.99.53.120 Тренажеры для профессионального обучения", позиции каталога товаров работ услуг не применялись, в связи с чем на основании пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 описание объекта закупки было осуществлено со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным материалами для расчета НМЦК при формировании закупки Заказчиком использовались коммерческие предложения, представленные следующими лицами:
- ООО "ПОРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ", ООО "Медиавизор", ООО "ННС", в соответствии с которыми к поставке были предложены "Тренажеры мостика рыбопромыслового судна" со страной происхождения Российская Федерация, но без указания товарного знака.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.05.2024 NИЭА1 на участие в Аукционе поступила одна заявка с идентификационным номером: 3 (ООО "НН СЕРВИС" ИНН 7811720517).
В ходе анализа данной заявки установлено, что к поставке предложен тренажер мостика рыбопромыслового судна с программным обеспечением - "Навигационный тренажерный комплекс (Navigational Simulator Complex NAVIGATOR PRO)" правообладателя ООО "ЭВОЛЮЦИЯ МОРСКИХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ИНН 7813663695), что подтверждается выпиской из реестра российского программного обеспечения с номером реестровой записи 18787.
В ходе проведения проверки Заказчиком представлена информация о программном обеспечении 2024-3527 3 "Навигационный тренажерный комплекс "МАРИБС-Б" / "NTS-Pro 4000" правообладателя ООО "Научно-технический учебный тренажерный центр" (ИНН 3906001841) с номером реестровой записи 7512, которое также по словам Заказчика соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки. На заседании Инспекции представитель Заказчика пояснил, что в своем обращении Заявитель утверждает, что Техническое задание составлено с нарушением требований и не позволяет в полной мере реализовать реальную потребность Заказчика, при этом его доводы основаны на своих личных убеждениях без указания требований и норм права, что является вмешательством в хозяйственную деятельность Заказчика и должно рассматриваться как недопустимое поведение, нарушающее принципы конкуренции и порядок проведения закупок. Комиссия в свою очередь отмечает, что Заявитель не приложил к жалобе каких-либо доказательств, подтверждающих его выводы об установлении Заказчиком необоснованных требований в Техническом задании, как следствие нарушений требований Закона о контрактной системе, при этом в заседаниях инспекции представители Заявителя также не участвовали. С учетом изложенных обстоятельств, представленных Заказчиком материалов, Инспекция приходит к выводу об отсутствие нарушений Закона о контрактной системе при формировании Технического задания. В части доводов о неустановлении требования об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а именно программное обеспечение, что как следствие позволило фирме-посреднику стать победителем закупки, Инспекция отмечает следующее. Из предмета закупки следует, что осуществляется поставка готового товара (тренажера), на котором должно быть установлено программное обеспечение (пункты 1.6, 2.6, 3, 4, 5 Технического задания). С учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком было определено какими характеристиками должно обладать программное обеспечение, поставляемое вместе с тренажером. При этом, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно представленным Заказчиком пояснениями в реестре российского программного обеспечения содержатся сведения о программном обеспечении, которое соответствует предмету закупки, а именно: ПО с реестровыми записями N 7512 от 30.11.2020; N 18787 от 05.09.2023 (предложено в заявке единственного участника). В ходе осуществления закупки Заявителем направлялись запросы на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, в том числе следующего содержания: "Почему Заказчик не устанавливает требования по 31 ст. части 1,8 по обладанию участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с 2024-3527 4 исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты? Почему Заказчик требует от Поставщика свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, внесенного в реестр российского программного обеспечения (https://reestr.digital.gov.ru/) только в момент поставки товара, а не как положено - на этапе проведения аукциона? Это нарушение Российского законодательства - Непредставление документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ и подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16,11.2015 N 1236.
Это поставка продукции, а не его разработка, конечным этапом которой может быть сертификация тренажера в целом и регистрация его программного обеспечения в реестре российского ПО". По данному запросу Заказчиком представлены пояснения, содержания: "В извещение об аукционе в электронной форме будут внесены изменения". Как указывает Заявитель, фактически никаких изменений в извещение об осуществлении закупки не было внесено. По данному обстоятельству представитель Заказчика на заседании Инспекции пояснил, что при первоначальном размещении извещения об осуществлении закупки была допущена техническая ошибка, вследствие которой не был установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, однако в последующем соответствующие изменения были внесены. Инспекцией установлено, что 19.04.2024 Заказчиком размещено извещение об осуществлении закупки N 0335100016124000056, в котором содержалась информация только об установленных: ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Вместе с тем, в дальнейшем 25.06.2024 Заказчиком внесены изменения в извещение об осуществлении закупки, которыми также был установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Инспекция отмечает, что предметом закупки является поставка товара, а не создание либо разработка системы, участником закупки может стать любое лицо, не только производитель товара (разработчик программного обеспечения), более того Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. При изложенных обстоятельствах Инспекция, приходит к выводу, что в действиях Заказчика, не установившего к участникам закупки требование по обладанию исключительными правами на поставляемое программное обеспечение, отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе. Доводы жалобы Заявителя является необоснованным. В части вопроса о том, что источником финансирования контракта являются средства бюджетных учреждений, при том факте, что в извещении указан казначейский счет, Заказчиком на заседании Комиссии пояснено, что выделяемые денежные средства хранятся на специальном счете в казначействе.
Также, Инспекция отмечает, что Законом о контрактной системе не предъявляются какие-либо специальные требования к счетам заказчика, в статье 42 Закона о контрактной системе указано лишь, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об источнике финансирования и реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств. В связи с изложенным, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция 2024-3527 5
РЕШИЛА:
Нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика - Обособленного структурного подразделения Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Калининградский государственный технический университет" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка тренажера мостика рыбопромыслового судна (извещение N 0335100016124000056) не установлено. Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: О.И. Филатов И.Д. Старжинский 2024-3527 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 июля 2024 г. N 039/10/99-553/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024