Резолютивная часть оглашена
28.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МП г.о.Самара "Самарский метрополитен имени А.А.Росовского" (далее - Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Химичеве Александре Викторовиче (далее - ИП Химичев А.В., Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров (извещение N 0342300000124000007, начальная (максимальная) цена контракта - 835 440 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей Заказчика с надлежаще оформленными полномочиями,
УСТАНОВИЛА:
09.02.2024 между Заказчиком и ИП Химичев А.В. заключен контракт N 6 на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров (далее - Контракт).
По условиям Контракта исполнитель обязался оказать услуги по техническому обслуживанию кондиционеров (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их (пункт 1.1 Контракта); описание оказываемых услуг, условия и порядок оказания услуг, требования к объему, содержанию и иным характеристикам оказываемых услуг, а также иные условия исполнения Контракта определяются в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту) (пункт 1.2 Контракта); Наименование, объем и стоимость оказываемых услуг указываются в Спецификации (Приложение N 2 к Контракту) (пункт 1.3 Контракта); оказание услуг осуществляется Исполнителем на основании заявок Заказчика (Приложение N3 к Контракту) (пункт 1.4 Контракта).
Пунктом 4 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) установлено, что срок (период) выполнения работ: с момента заключения Контракта по 31.12.2024.
Работы по техническому обслуживанию кондиционеров выполняются в течение срока (периода) выполнения работ на основании заявок заказчика.
Срок выполнения работ по каждой заявке заказчика - в течение 5 (пяти) дней с момента получения заявки от заказчика.
Согласно пункту 7 Технического задания (приложение N1 к Контракту) исполнитель не позднее, чем за 2 (два) дня до начала оказания услуг согласовывает с заказчиком время и дату оказания услуг, предоставляет список специалистов, для оформления пропусков на объекты заказчика, назначает своего представителя, ответственного за организацию, соблюдение сроков и обеспечение качества оказания услуг и сообщает его контактные данные на адрес электронной почты заказчика.
Услуги оказываются силами и за счет средств исполнителя в рабочее время заказчика с 8:30 до 16:30.
Заказчик 27.05.2024 в 15 час. 31 мин. на адрес электронной почты исполнителя, указанной в разделе 14 Контракта, направил заявку N 3 на проведение технического обслуживания кондиционеров в количестве 30 штук, по месту их нахождения: г. Самара, ул. Гагарина, д. 11 А, блок N 1, 9 этаж.
Однако, исполнитель в нарушение условий Контракта не оказал заказчику услуги по вышеуказанной заявке.
Заказчик 04.06.2024 на адрес электронной почты исполнителя, указанной в разделе 14 Контракта, направил повторную заявку N 3 в целях проведения технического обслуживания кондиционеров.
Исполнитель 05.06.2024 направил в адрес электронной почты заказчика сообщение, что его заявка принята, в ближайшее время направит специалистов.
Между тем, в нарушение условий Контракта по состоянию на 11.06.2024 исполнитель не предоставил список специалистов для оформления пропусков на объект заказчика, к оказанию услуг по вышеуказанным заявкам не приступил, что свидетельствует об уклонении от исполнения взятых обязательств по Контракту.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с изложенным, заказчиком на основании пункта 6.1.6, пункта 11.3. Контракта 11.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Исполнителем принятых на себя обязательств.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 11.06.2024, получено Исполнителем 11.06.2024, соответственно, вступило в силу 22.06.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
ИП Химичев А.В. пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представил.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения услуги, являющиеся предметом контракта, ИП Химичев А.В. не оказаны.
Таким образом, Заказчик в результате действий (бездействий) ИП Химичев А.В. лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Химичев А.В. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ИП Химичев А.В. не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит записи в отношении ИП Химичев А.В.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Химичеве Александре Викторовиче (ИНН 610902087098, ОГРИП 309618723700163; адрес регистрации:) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Химичеве Александре Викторовиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 июля 2024 г. N РНП-63-176
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024