Резолютивная часть оглашена
03.07.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО " МЕДТЕХНИКА" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка медицинских изделий для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер"" (извещение N 0142200001324014599, начальная (максимальная) цена контракта - 15 701 000,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении закупки, приложений к нему при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы:
1) Описание объекта закупки не содержит в полном объеме требуемых характеристик, изложенных Заказчиком в структурированной форме Извещения.
2) Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему, а именно в извещении Заказчик объединил в одну закупку 3 медицинских изделия, которые имеют 2 различных кода КТРУ, и 2 разных кода НКМИ.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Предметом закупки являются следующие медицинские изделия:
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования - код КТРУ - 32.50.50.190-00000078;
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования - 32.50.50.190-00000078;
Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования - код КТРУ - 32.50.50.190-00001079.
Согласно ч. 5 Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление 145) при использовании КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, с их обязательным обоснованием.
Закупаемые медицинские изделия необходимы для проведения операций и иссечения опухолей с применением технологии коагуляции и лигирования сосудов у пациентов с онкологическими заболеваниями в брюшной и грудной полостях с использованием установленного оборудования у Заказчика (генератор электрохирургический, ультразвуковой CSUS 6000).
Таким образом, установление в документации дополнительных характеристик обусловлено потребностями Заказчика и спецификой закупки.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки.
Таким образом, Заказчик в описании объекта закупки указал функциональные, технические и качественные характеристики, товара в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данный довод признается необоснованным.
2) В соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" для государственной регистрации медицинского изделия разработчик, производитель (изготовитель) медицинского изделия или уполномоченный представитель производителя (изготовителя) представляет либо направляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации медицинского изделия.
В соответствии со ст. 9 Правил государственной регистрации медицинских изделий в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия (далее - заявление о регистрации) указываются, в том числе, сведения:
ж) назначение медицинского изделия, установленное производителем (изготовителем);
з) вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий (далее - НКМИ);
и) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий;
к) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и т.д.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Таким образом, присвоение кода НКМИ носит заявительный характер и может изменяться по заявлению производителя медицинского изделия.
Одному назначению медицинского изделия может быть присвоено различные коды НКМИ исходя из мнения производителя медицинского изделия.
С целью исключения некорректного определения назначения, возможной комплектации, кратности использования Заказчиком проведена оценка соответствия описания НКМИ потребностям и областью применения требуемых медицинских изделий.
При этом, законодательно не установлена обязанность Заказчика использовать позицию КТРУ, исходя из кода вида медицинского изделия, так как он не образует описание объекта закупки.
Напротив, предусмотрено право Заказчика определить в извещении о закупке такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, обеспечивают эффективное использование средств бюджетного учреждения, с учетом требований ст.23 Закона о контрактной системе, Постановления 145.
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объекта закупки.
В соответствии с требованиями Постановления 145 и установленных Правил использования КТРУ Заказчик обязан применять описание объекта закупки, предусмотренное федеральным каталогом товаров, работ, услуг.
Медицинские изделия, закупаемые Заказчиком, имеют различны виды НКМИ, но относятся по принципу совместимости к одному медицинскому оборудованию (генератор электрохирургический, ультразвуковой CSUS 6000) и совместимы друг с другом.
Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования, (НКМИ 162170) используется путем подсоединения насадок рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования (НКМИ 127290), что позволяет осуществлять механическими движениями лезвия насадки на рукоятке с доведенной электрической энергии от генератора.
Таким образом, медицинские изделия технически и функционально связанные между собой, используются для одной медицинской процедуры, не являются самостоятельными медицинскими изделиями. Отсутствие насадки или рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением приведет к полной невозможности осуществления медицинской процедуры в принципе.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N620) предусмотрено, что указанное в пункте 1 постановления требование не применяется в следующих случаях:
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;
- при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
При описании объекта закупки Заказчик исходил из того, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье пациента. Установление требований совместимости с имеющимися у Заказчика инструментами обусловлено целью достижения наилучшего хирургического эффекта и исключением негативных реакций, отрицательных последствий для здоровья и качества жизни пациентов, а также необходимость соблюдения принципа проведения экономически выгодной закупки для заказчика и достижения нецелевого расходования средств бюджетного учреждения.
Все объединенные в рамках рассматриваемой закупки товары имеют общее функциональное назначение - они предназначены для проведения оперативных вмешательств определенной области хирургии, применяются в одном технологическом процессе. Общий функционал и использование в одном технологическом процессе свидетельствует о наличии функционально-технологической связи между закупаемыми изделиями.
Кроме того, с целью исключения нарушения положений Постановления N620 Заказчиком в техническом задании было указано о совместимости расходных материалов с определенными пунктами технического задания.
Включение в один лот Заказчиком медицинских изделий и расходного материала (товаров) к нему не противоречит требованиям Постановления N620 ввиду того, что такие товары подпадают под категорию "расходные материалы", что является допустимым в силу пункта 2 Постановления N620.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
Запросов разъяснений положений закупочной документации по данным доводам жалобы не поступало.
Иных жалоб в антимонопольный орган по данной закупке так же не поступало.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявитель, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе не представил надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МЕДТЕХНИКА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июля 2024 г. N 246-15057-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024