Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии Мурманского УФАС России: Прохоровой М.Е. -начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Конох А.А.- специалиста эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии: представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кольского района Мурманской области "Туломская средняя общеобразовательная школа" - Журавлевой Ю.В. (по доверенности), без участия индивидуального предпринимателя Сковордина Ильи Станиславовича, уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Сковордина Ильи Станиславовича на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кольского района Мурманской области "Туломская средняя общеобразовательная школа" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку интерактивных досок с магнитно-меловой поверхностью (реестровый номер извещения 0849300005124000059), (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Кольского района Мурманской области "Туломская средняя общеобразовательная школа" проводились торги, извещение о проведении которых было 18.06.2024 размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Не согласившись с действиями Заказчика при формировании извещения о проведении запроса котировок в электронной форме Заявитель 24.06.2024 обратился с жалобой в Мурманское УФАС России. Из существа жалобы следует, что Заказчиком - МБОУ "Туломская средняя общеобразовательная школа" сформировано описание объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе. Жалоба рассмотрена дистанционно посредством сервиса видеоконференцсвязи 01.07.2024.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам. 18.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку интерактивных досок с магнитно-меловой поверхностью. Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Объектом проводимой закупки является интерактивная доска с магнитно-меловой поверхностью, закупаемая в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 N 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Приложение N 1 позиция 2.1).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе). Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Установлено, что в КТРУ отсутствует позиция, которая удовлетворяла бы потребности Заказчика. Аналогичная ситуация была рассмотрена Верховным Судом РФ, где определением от 18.09.2023 N 310-ЭС23-16627 по делу N А36-4181/2022 установлено следующее: "Отсутствие в каталоге товара, с требуемой апертурой Гентри означает отсутствие в нем соответствующей позиции, следовательно, заказчику требовался не товар с дополнительными характеристиками, а товар, отсутствующий в КТРУ, что позволило описывать его по ОКПД2.".
Таким образом, Верховный суд РФ пришел к выводу, что при отсутствии в позиции КТРУ необходимых характеристик закупаемого товара, такого товара нет в каталоге, а значит, заказчик должен описать объект закупки в соответствии с правилами статьи 33 Закона о контрактной системе исходя из своих потребностей, что и было сделано Заказчиком.
Также в Определении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 по делу N А65-27607/2014 отмечено, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как пояснил Заказчик, объект закупки определен на основании приказа Минпросвещения России от 06.09.2022 N 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования": Основное оборудование Доска классная/Рельсовая система с классной и интерактивной доской (программное обеспечение, 2.1. проектор, крепления в комплекте)/ интерактивной панелью (программное обеспечение в комплекте) Заказчик для описания объекта закупки использовал код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные". Пунктом 2 части 1 статьи 33 регламентировано, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки сформировано Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с обоснованием необходимости использования характеристик, показателей, требований, условных обозначений и терминологии при описании объекта закупки (в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона, от 08.02.2017 N 145 и др.). В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком представлена информация, что под заявленные характеристики подходит товар разных производителей: "Фибоначчи", Skilo, Proptimax.
Кроме того, официальные сайты данных производителей содержат информацию о возможности изготовления продукции по заданному техническому заданию. Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сковордина Ильи Станиславовича на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кольского района Мурманской области "Туломская средняя общеобразовательная школа" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку интерактивных досок с магнитно- меловой поверхностью необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.А. Калитина Члены комиссии: М.Е. Прохорова А.А. Конох Исп.Прохорова М.Е. тел.8(8152) 68-50-55
2024-3304
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 июля 2024 г. N 051/06/106-455/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024