на основании устава),
в отсутствие представителя администрации Александровского муниципального округа (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх.N 9337/24) администрации Александровского муниципального округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Лидер Техавто" в связи с односторонним отказом ООО "Лидер Техавто" от исполнения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах Александровского муниципального округа на маршрут N 4 "Халтурина-Трактовая" (изв.N 0356500001423006309),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423006309 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах Александровского муниципального округа на маршрут N 4 "Халтурина-Трактовая". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 155 760,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 24.06.2024 N 6610/24) рассмотрение обращения было назначено на 26.06.2024 в 15:00 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 27.06.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 3591108252923000142 25.12.2023 г. между Заказчиком и ООО "Лидер Техавто" (далее - Подрядчик, Общество) был заключен контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах Александровского муниципального округа на маршрут N 4 "Халтурина-Трактовая" (далее - Контракт). Цена контракта - 3 155 760,00 руб.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, 03.06.2023 г. Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 12 Контракта)
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупка подрядчик (поставщик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Поставщика также предусмотрено разделом 4, 8 Контракта.
Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчика следует, что при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта определялась за вычетом суммы планируемой платы за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемой в распоряжении Подрядчика. Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и Заключению от 29.11.2023 N 32/01-02-04/м-2415 экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов, проведенной ГКУ ПК "Центр организации закупок", оставляемая в распоряжении Подрядчика планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа Заказчиком установлена в сумме 5 061 241,87 руб. (в том числе: 2 587 718,4 руб. в 2024 году и 2 473 523,47 руб. в 2025 году) или, в среднем, по 220 053 рубля в месяц. Но, фактический размер платы за проезд пассажиров и провоз багажа по муниципальному маршруту N 4 сообщением "Халтурина - Трактовая", полученной и оставленной в распоряжении Подрядчика за период с 01.01.2024 г. по 31.05.2024 года составил:
- Январь 2024 года - 74 235 руб.;
- Февраль 2024 года - 90 075 руб.;
- Март 2024 года- 98 975 руб.;
- Апрель 2024 года - 105 275 руб.;
- Май 2024 года - 97 275 руб.;
а в среднем - 93 167 рублей в месяц, что существенно (более чем в два раза) ниже на 126 886 рублей (57,7%) той планируемой провозной платы, которую установил (определил, рассчитал) Заказчик. Таким образом, при лимите средств бюджета, доведённых до Заказчика в сумме 3 155 760 руб. на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах Александровского муниципального округа по маршруту N 4 сообщением "Халтурина-Трактовая", цене контракта -3 155 760 руб. для выполнения транспортной работы в объеме 78894 километров (в том числе: 41304 км в 2024 году и 37590 км в 2025 году), фактически в два раза меньшем размере провозной платы, оставляемой в распоряжении Подрядчика, по отношению к расчётному размеру провозной платы, произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Контракта, в результате которых не может быть обеспечена безопасность регулярных перевозок по данному муниципальному маршруту N 4 сообщением "Халтурина - Трактовая". Данное обстоятельство делает невозможным дальнейшее исполнение Контракта, а продолжение его исполнения угрожает жизни, здоровью и /или имуществу неопределённого круга лиц.
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 04.06.2024 г.
Согласно ч. 21 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, на основании ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение Подрядчика об одностороннем отказе вступило в силу 17.06.2024 г. Вместе с тем, информация об ООО "Лидер Техавто" была направлена в адрес Пермского УФАС России лишь 20.06.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
Следовательно, Заказчиком допущено нарушение требований ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что 16.12.2023 г. Подрядчик обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Заказчику о признании недействительным извещения от 04.12.2023 г. об осуществлении закупки N 0356500001423006309 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах Александровского муниципального округа на маршрут N 4 "Халтурина-Трактовая" (дело N А50-30741/2023). Несмотря на обращение в суд, Подрядчик принял участие в закупке, и 25.12.2023 г. между Заказчиком и Подрядчиком был заключен указанный Контракт. В дальнейшем в ходе рассмотрения арбитражного дела N А50-30741/2023 Подрядчик уточнил исковые требования и заявил требование о расторжении Контракта (в судебном порядке). В обоснование иска Подрядчик указывал на следующие обстоятельства:
- закупка должна была проводиться способом открытого конкурса в электронной форме, а не электронного аукциона;
- в маршрут N 4 незаконно включён рейс из маршрута N 126 "Александровск - Лытвенский";
- дублирование администрацией функций лицензионного контроля;
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) занижена и не обеспечивает безопасность перевозок (это было основным мотивом для обращения в суд);
- и др.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2024 г. по делу N А50-30741/2023 Подрядчику было отказано в иске.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо о законности оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, Подрядчиком не представлено.
Как было указано выше, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято Подрядчиком в связи со значительной разницей размера провозной платы, оставляемой в распоряжении Подрядчика, которая была получена в рамках исполнения Контракта, с разницей, рассчитанной в обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия отмечает, что в составе извещения о проведении закупки размещено приложение "Обоснование НМЦК". Так, согласно указанному приложению расчет начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края выполнен в соответствии с ч. 12 ст. 22 Закона о закупках - применен иной метод расчета начальной (максимальной) цены контракта.
Также, в приложении указано, что в связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, заказчиком принято решение о определении начальной (максимальной) цены контракта в размере соответствующей лимиту финансирования, то есть в размере 3 155 760,00 руб.
В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в установленном порядке в пределах доведенных государственному (муниципальному) заказчику, как получателю бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, муниципальные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства и заключать контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд при наличии доведенных им как получателям бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств и в пределах указанных лимитов.
Законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством предусмотрена возможность осуществления закупки только на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении и в пределах лимитов бюджетных обязательств и НМЦК, указанная в извещении об осуществлении закупки, не должна превышать доведенный до Заказчика лимит бюджетных обязательств. Принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств может привести к невозможности своевременной оплаты выполненных работ.
Таким образом, установленная заказчиком НМЦК соответствует предельному объему бюджетных средств, предусмотренных на оплату муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам в городском сообщении в границах Александровского муниципального округа по маршруту N 4 сообщением "Халтурина-Трактовая".
Указанная информация была размещена в составе извещения о проведении закупки, следовательно, на момент подачи заявки на участи в такой закупке Подрядчик был ознакомлен с содержанием извещения, в том числе с расчетом начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия отмечает, что Подрядчик, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в извещении и приложениями к нему требованиями Заказчика.
В силу п. 2 ст. 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Из анализа п. 2 ст. 451 ГК РФ следует, что существенно изменившиеся обстоятельства могут являться основанием для изменения договора в судебном порядке только в том случае, если они вызваны причинами, которые истец не мог преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота, и истец не несет риск изменения указанных обстоятельств.
В данном случае, как было указано ранее, Подрядчик при подаче заявки дал согласие на выполнение Контракта исходя из условий, указанных в извещении, то есть был согласен выполнить такие условия по цене заключенного контракта.
Объективных доказательств невозможности исполнения Контракта в связи с имеющимися у Подрядчика финансовыми трудностями в адрес Комиссии не представлено.
Комиссия изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие наличие оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пп. "б" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В данному случае, в качестве такой информации и документов Комиссией принят расчет начальной (максимальной) цены контракта, размещенный в составе извещения о проведении закупки, решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-30741/2023.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом значимости объекта, пришла к выводу о том, что сведения об Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Лидер Техавто" (ИНН 5911079822, КПП 591101001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о единственном учредителе ООО "Лидер Техавто", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Лидер Техавто", Седовой Татьяне Петровне (ИНН 595600048886) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Лидер Техавто", о единственном учредителе ООО "Лидер Техавто", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Лидер Техавто", Седовой Татьяне Петровне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
5. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
6. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июня 2024 г. N РНП-59-240
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024