Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "МЕДПОЛИМЕРПРОМ" (далее - ООО ТД "МПП", податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная клиническая больница N 20 Имени И.С. Берзона" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка с доставкой контура дыхательного для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона"" (далее - аукцион), извещение N 0319200061024000117 на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ТД "МПП" на действия заказчика при проведении аукциона. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия. Податель жалобы участие своего представителя в указанном заседании Комиссии не обеспечил, 2024-10921 направил ходатайство об участии в рассмотрении жалобы по существу с использованием систем видео-конференц-связи, указанное ходатайство было удовлетворено, ссылка направлена своевременно, вместе с тем в назначенное время представитель подателя жалобы подключение к видео-конференции не обеспечил, в связи с чем жалобы была рассмотрена в его отсутствие. Из доводов жалобы следует, что положения извещения о закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
145, тем самым нарушают права и законные интересы ООО ТД "МПП", а именно: заказчик при составлении описания объекта закупки использовал перечисленные в позиции КТРУ 32.50.13.190-00247 характеристики, вместе с тем изменил ("сузил") значение "
100 и
700" характеристики "Длина дыхательной трубки", являющейся частью дыхательного контура, дополнив описание характеристикой "Общая длина дыхательного контура с учетом присоединенных коннекторов и Y-образного коннектора" со значением "
160 и
180", тем самым ограничил возможность участникам закупки предложить к поставке дыхательный контур с дыхательной трубкой длиной ">180 и
700".
В обоснование своей позиции податель жалобы сослался на практику территориальных органов ФАС России. Заказчик с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 и фактической потребностью заказчика. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения электронного аукциона на поставку с доставкой контура дыхательного.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно 2024-10921 2 содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктам 5, 6 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании анализа положений извещения о проведении аукциона, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком 2024-10921 3 осуществляется закупка товара "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования", соответствующего позиции КТРУ 32.50.13.190-00247.
Позицией КТРУ 32.50.13.190-00247 предусмотрено следующее описание товара, работы, услуги: Наименование Единица измерения Вид характеристики Значение характеристики характеристики характеристики Тип контура Неизменяемая заказчиком нереверсивный Длина дыхательной Неизменяемая заказчиком 100 и
700 Сантиметр трубки Внутренний диаметр Неизменяемая заказчиком
21 и
25 Миллиметр дыхательной трубки Подогрев линии вдоха Трубка для подключения к увлажнителю Камера увлажнителя Линия давления (дыхательных параметров. газов) Соединители (переходники/адаптеры/кон некторы) Влагосборник(и) Дополнительная линия для Изменяемая заказчиком Комплектация мешка (трубка) (множественный выбор) Мешок дыхательный Фильтр(ы) Канюля(и) Шапочка для фиксации канюль Маска(и) дыхательная(е) Фиксатор масок Адсорбер Клапан сброса давления Удлинители Тип подключения Неизменяемая заказчиком инвазивный В описании объекта закупки заказчиком помимо прочих установлены следующие характеристики, в том числе обжалуемые подателем жалобы:
- Длина дыхательной трубки, 100 и
700 см, Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики;
- Общая длина дыхательного контура с учетом присоединенных коннекторов и Y-образного коннектора, 160 и
180, см, Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики. Проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что оно составлено заказчиком с учетом положений ГОСТ 31518.1-2012, ГОСТ ISO 5356-1, позиции КТРУ 2024-10921 4 32.50.13.190-00247, все обязательные к применению характеристики товара заказчиком применены. Комиссия отмечает, что характеристика "Длина дыхательной трубки" изложена заказчиком в описании объекта закупки в полном соответствии с требованиями позиции КТРУ 32.50.13.190-00247.
При этом заказчиком применены дополнительные характеристики, что возможно в силу пункта 5 Правил использования КТРУ. Кроме того в описание объекта закупки включено обоснование установления дополнительных характеристик в отношении каждой характеристики. Так, в отношении дополнительной характеристики "Общая длина дыхательного контура с учетом присоединенных коннекторов и Y-образного коннектора, 160 и
180, см, Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики" заказчиком указано следующее обоснование: "Данная длина считается оптимальной для обеспечения расположения пациента относительно аппарата ИВЛ, чтобы не происходило заломов, а также не мешало работе врачей".
Также в описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных Техническими Регламентами Таможенного Союза и национальными стандартами обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени, удовлетворяющими потребности Заказчика". Следует отметить, что какие-либо определенные критерии, требования к описанию обоснования использования дополнительных характеристик, а тем более о включении обосновывающих документов в содержание извещения о закупке законом не устанавливаются (данный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Красноярского края, изложенной в решении от 12.02.2018 по делу N А33-27978/2017).
Извещение о проведении аукциона содержит обоснование необходимости использования показателей, значимых для заказчика, следовательно, заказчиком исполнены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ. Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В данном случае установление в извещении о проведении аукциона иных требований к характеристикам закупаемого контура дыхательного не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было. Формирование положений извещений о проведении закупок в сфере оказания медицинских услуг осуществляется заказчиком в целях достижения максимального результата лечения пациентов, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи. 2024-10921 5 Согласно письменным пояснениям заказчика при описании характеристик закупаемой продукции он руководствовался своей объективной потребностью и учитывал специфику применения контура дыхательного, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам заказчика, в том числе: Параметр "дыхательная трубка" имеет очень общее значение, в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам имеется несколько определений. Заказчик
установил
параметр "длина дыхательной трубки" указана заказчиком в соответствии с КТРУ, однако с учетом того, что дыхательные трубки бывают разных видов (разного назначения): для забора проб газа, для вдоха, для выдоха, и зачастую эти трубки отличаются своей длиной из-за конструктивных особенностей дыхательного контура, необходимо было дополнить описание объекта закупки параметром "Общая длина дыхательного контура с учетом присоединенных коннекторов и Y-образного коннектора". Данная характеристика отражает расположение аппарата ИВЛ и пациента, во избежание заломов и некорректной подачи лекарственных препаратов посредством дыхательного контура, заказчику необходимо уточнить данный параметр.
Таким образом, у заказчика имеется объективная потребность в приобретении контура дыхательного со спорными характеристиками, заказчиком при описании требований к закупаемым товарам учтена специфика применения медицинских изделий. Характеристики "Длина дыхательной трубки" и "Обитая длина дыхательного контура с учетом присоединенных коннекторов и Y-образного коннектора" не являются идентичными. Характеристика позиции КТРУ не изменена заказчиком, указана в соответствии с требованиями позиции КТРУ. Дополнительный параметр установлен заказчиком, исходя из специфики использования закупаемого товара.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Частью 2 статьи 98 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение соответствующего уровня безопасности при лечении пациентов, максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи, как пациентам, так и медицинскому персоналу. В том числе на основании указанных положений Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации заказчиком были установлены характеристики к медицинскому изделию с учетом особенностей, имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания качественной медицинской помощи. При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение соответствующего уровня безопасности при лечении пациентов, максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи, как пациентам, так и медицинскому персоналу.
Таким образом, доводы подателя жалобы о включении в описание объекта закупки неправомерной характеристики опровергается пояснениями заказчика. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае в описании объекта закупки извещения о проведении аукциона установлены четкие и конкретные требования к закупаемому контуру дыхательному с учетом потребности заказчика, отвечающей интересам пациентов и персонала учреждения, что не противоречит требованиям действующего законодательства. 2024-10921 6 Таким образом, характеристики, включенные заказчиком в описание объекта закупки, сформированные с учетом нужд заказчика, не подлежат признанию незаконными, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном. Предъявляемые заказчиком требования к товару требований, подлежащих обязательному соблюдению, норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют. Кроме того, податель жалобы не приводит доказательств того, что включение спорных характеристик не позволило ему определить потребность заказчика, сформировать свое предложение при проведении аукциона.
Таким образом, рассмотренные выше доводы подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком описания объекта закупки не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу. Комиссия отмечает, что положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, предметом закупки является поставка товара, а не его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о закупке и удовлетворяющий потребностям заказчика. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, 2024-10921 7 услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В настоящем решении Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из требований позиции КТРУ 32.50.13.190-00247, положений ГОСТ 31518.1-2012, ГОСТ ISO 5356-1, а также фактической потребности заказчика, обусловленной необходимостью своевременного и качественного оказания медицинских услуг пациентам при необходимости создания надлежащих условий труда персоналу заказчика как медицинского учреждения. Заказчик также представил сведения о наличии на момент проведения закупки на товарном рынке предложений к реализации товара, являющегося объектом закупки и соответствующего техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки, как минимум 2 различных изделий независимых производителей, а именно: АО "НПП "ИНТЕРОКО" (Россия), ООО "Ассомедика" (Беларусь). Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к поставляемому товару, соответствующих продукции различных производителей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "МЕДПОЛИМЕРПРОМ" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай Е.А. Шмыгина Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-10921 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июня 2024 г. N 024/06/106-1930/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024