Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, Врио руководителя управления, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, М.А. Косенко, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С. Карповича" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Ахметове Иване Фаритовиче (ИНН 890203243600) (далее - ИП, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в электронной форме на поставку с доставкой реагентов для анализатора гликированного гемоглобина Д10 на 2023 г. для КДЛ КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С. Карповича", извещение N0319200064623000564,
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (далее - обращение). Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения поставщиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме. Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и ИП, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения 2024-10817 заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и поставщик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. На заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу, состоявшемся 26 июня 2024 года в 16 часов 00 минут заказчик обеспечил явку своего представителя, надлежащим образом подтвердившим свои полномочия и личность. ИП явку своего представителя не обеспечил, ходатайств не направлял, материалы и сведения, истребованные Комиссией не представил. Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и ИП был заключен контракт, по условиям которого ИП принял на себя обязательства по поставке реагентов для анализатора кликированного гемоглобина Д10. Поскольку поставщиком было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в обусловленный контрактом срок товар не был поставлен в полном объеме, заказчиком 07.06.2024 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта. В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления ИП нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранено, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронного аукциона на поставку с доставкой реагентов для анализатора гликированного гемоглобина Д10 на 2023 г. для КДЛ КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С. Карповича".
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.10.2023 NИЭА1 с ИП был заключен контракт от 07.11.2023 N361 на сумму 419 640 рублей 69 копеек.. Проанализировав Контракт, Комиссия
установила
что Контракт был заключен на следующих условиях. Пунктом 1.1 раздела 1 Контракта установлено следующее: "Поставщик обязуется поставить Заказчику реагентов для анализатора гликированного гемоглобина Д10 для нужд КДЛ КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича" (далее по тексту - "Товар") в соответствии со Спецификацией, являющейся неотъемлемой частью контракта (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях Контракта". Разделом 5 контракта установлено, что "5.1. Поставка товара осуществляется с даты заключения Контракта, в течении 5 рабочих дней. Место поставки товара: Российская Федерация, 660062, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Курчатова, 17 (склад), телефон 8(391)246-93-92.
При поставке Поставщик обязан: 2024-10817 - осуществлять контроль за поставкой Товара;
- осуществить разгрузку Товара;
- занести Товар в помещение, указанное Заказчиком. По согласованию с Заказчиком, допускается досрочная поставка товара.
5.2. Датой поставки считается дата размещения структурированного документа о приемке в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком". Пунктом 11.4. раздела 11 Контракта установлено следующее: "Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе". Из материалов, представленных заказчиком, размещенным в ЕИС следует, что 14.11.2023 года ИП осуществил поставку товара "Гликированный гемоглобин ИВД, набор, жтдкостная хроматография" производства США (регистрационное удостоверение ФСЗ N2009/05387 в количестве двух наборов.
В соответствии с пунктом 6.2 контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу Товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Воспользовавшись своим правом на проверку подлинности поставленного товара заказчиком был направлен запрос официальному представителю продукции BioRad в России.
Согласно официальному письму ООО "БиоРад Лаборатории" N766/06 от 15.12.2023 товар, поставленный ИП не соответствует требованиям, поскольку артикул 12000949 содержит признаки кустарного изготовления, в связи с чем лаборатория БиоРад не может подтвердить подлинность поставленного товара.
На основании полученной информации заказчик отказал в приемке товара "Гликированный гемоглобин (hbA1c) ИВД, набор, жидкостная хроматография, США, регистрационное удостоверение ФСЗ N2009/05387 от 01.08.2016) в количестве двух наборов на общую сумму 366 112, 56 рублей. Из информации, размещенной в ЕИС следует, что мотивированный отказ от приемки товара заказчик направил и разместил в ЕИС 20.12.2023.
Из пояснений заказчика следует, что товар, поставленный заказчику ИП не забирался, по сегодняшний день хранится на складе у заказчика. Повторно, на товар поставленный 14.12.2023 поставщиком повторно размещены документы о приемке в ЕИС. Из пояснений заказчика следует, что заказчиком размещенные документы изучены, повторно размещен мотивированный отказ от приемки ввиду следующего. По условиям контракта, согласно спецификации в технических характеристиках товара прописано по пункту N5 "Микропробирки, 100 шт. в пакете для калибраторов, контролей праймера и разведенных образцов". В представленных документах в ЕИС Поставщиком - ИП Ахметов И.Ф. содержится инструкция "Фотографические изображения медицинского изделия) (выдержка из досье для нового РУ ФСЗ 2023/21453 от 31.10.2023 г.) к набору с артикулом 12000949 (наборы в РФ, BiaRad не начинал поставлять официально в РФ), компоненты набора микропробирки 50 шт объемом 1,5 мл.
Согласно условий контракта N 361 от 07 ноября 2023 г., соответствие товара подтверждается РУ ФСЗ 2009/05387.
В инструкции к набору РУ ФСЗ 2009/05387 "инструкция по применению медицинского изделия медицинского назначения) компоненты товара: микропробирки 100 шт объемом 1,5 мл. Поставщик поставил в адрес заказчика набор "Гликированный гемоглабин", который содержит маркировку/этикетку с указанием: артикул 12000949 РУ ФСЗ 2009/05387 (новый артикул, старое РУ) состав набора: микропробирки 100 шт объемом 1,5 мл. в соответствии с контрактом товар поставляется по регистрационному удостоверению ФСЗ 2009/05387, артикул должен быть 2200101, следовательно и состав набора будет соответствовать инструкции по применению 2024-10817 медицинского изделия медицинского назначения и спецификации к контракту. Вместе с тем, из пояснения заказчика следует, что товар по позиции N2 спецификации "Гликированный гемоглобин (HbA1c) ИВД, контрольный материал" на сумму 53 528, 13 рублей заказчиком принят, претензий не направлялось.
Также заказчик пояснил, что ИП на связь с заказчиком не выходил, меры, направленные на устранение возникшей ситуации не принимал.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Комиссией установлено, что ИП, заключая государственный (муниципальный) Контракт, обязано ознакомиться с условиями данного Контракта, заключение Контракта предполагает согласие ИП на исполнение обязательств по Контракту в точном соответствии с условиями Контракта.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ИП были нарушены существенные условия Контракта, поскольку обязательства, предусмотренные Контрактом, не были исполнены надлежащим образом, Комиссия также учитывает высокую социальную значимость предмета закупки, связанного с обеспечением надлежащим медицинским оборудованием пациентов, нуждающихся в квалифицированной надлежащей медицинской помощи. 2024-10817 Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае имеется нарушение условий контракта, выражающееся, в частности в не поставке товара что является законным основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе и свидетельствует о недобросовестности ИП при исполнении условий контракта. Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика. Учитывая нарушения сроков поставки товара и фактическое, по мнению заказчика, их неисполнение поставщиком, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, пунктом 11.4 контракта, принял 07.06.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку, по мнению заказчика, поставщик в установленный срок не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, а также в силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе у заказчика отсутствовала возможность отмены повторно принятого решения об одностороннем отказе, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 18.06.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при 2024-10817 проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об ИП в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что Контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что ИП не исполнил обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение ИП обязательств по Контракту, как было указано ранее, влекут негативные последствия для медицинского учреждения. Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России не
установила
в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе, что исключает возможность принятия исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия учитывает тот факт, что ИП не проявил надлежащей заботливости и осмотрительности, не оценило свои возможности при заключении Контракта, что привело к неисполнению ИП обязательств. Кроме того, Комиссия учитывает социальную значимость объекта закупки, тот факт что исполнение обязательств по Контракту необходимо для нормального обеспечения лиц, находящихся в учреждении Заказчика, а также тот факт, что ИП не проявил надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки. Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика. Комиссия Красноярского УФАС России также считает необходимым отметить, что ИП, принимая участие в совместных закупках на поставку продуктов питания, неоднократно нарушало условия заключенных контрактов в части непоставки, несвоевременной поставки товара, о чем свидетельствуют обращения заказчиков и принятые в результате рассмотрения таких обращений решения N024/10/104-704/2024 от 19.03.2024, N024/10/104-940/2024 от 05.04.2024, N024/10/104- 943/2024 от 05.04.2024, N024/10/104-1038/2024 от 15.04.2024, N024/10/104-1040/2024 от 15.04.2024, N024/10/104-1061/2024 от 16.04.2024, N024/10/104-1223/2024 от 02.05.2024.
Стоит отметить, что ранее рассмотренные обращения не повлекли включение сведений об ИП в РНП исключительно по причине нарушения условий контракта со стороны заказчиков, что в данном случае отсутствует и не препятствует принятию Комиссией Красноярского УФАС России решения о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков. Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
2024-10817 Включить сведения об ИП Ахметове Иване Фаритовиче (ИНН 890203243600) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общ событи регистр ая я* Регламе Фактич Итого ации Регламе Фактич Итого Регла Факти Итог итог нтирова еская проср контро нтирова еская проср менти ческая о овая нная дата очка льным нная дата очка рован дата прос прос дата направл в органо дата приняти в ный изгото рочк рочк направле ения днях м приняти я днях срок вления а в а в ния заказчи по I обраще я решени по II изгото решен днях днях заказчик ком разде ния решени я разде влени ия и по (I + ом сведени лу заказчи я лу я разме III II + сведени й ка решен щения разд III й в ия и сведен елу разде контрол разме ий в лы) ьный щения ЕИС орган сведен ий в ЕИС 20.06. 24.06.24 20.06.
20.06. 27.06.24 26.06.
01.07.
01.07. 24 24 24 24 24 24 * дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Дополнительно информируем о необходимости уведомления Красноярского УФАС России о факте подачи искового заявления в Арбитражный суд Красноярского края о признании одностороннего отказа заказчика недействительным, поскольку обстоятельство удовлетворение указанного требования является самостоятельным основанием для исключения информации об участнике закупки из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай М.А. Косенко Исп.Косенко М.А. тел.(391)2110144 2024-10817
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июня 2024 г. N 024/10/104-1943/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024