Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ГЕФЕСТ" (далее - ООО "СК ГЕФЕСТ", податель жалобы) на действия конкурсной комиссии заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" (далее - конкурсная комиссия, заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме "выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения на территории городского округа города Шарыпово" (далее - конкурс), извещение N 0319300044324000007 на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: нарушение конкурсной комиссией порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес заказчика, конкурсной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. На рассмотрении жалобы по существу, состоявшемся 28.06.2024 в 11 часов 00 минут (по местному времени) с использованием системы видео-конференц-связи принял участие представитель заказчика, конкурсной комиссии, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия. Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил, ходатайств не направлял, в с вязи с чем жалобы была рассмотрена в его 2024-11027 отсутствие. Из доводов жалобы с учетом поступивших дополнительных пояснений следует, что участник с заявкой N 78 (ООО "АСстрой"), который был признан победителем закупки предоставил договоры и акты выполненных работ, не связанные с предметом контракта, что не соответствует требованиям извещения и Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Подателем жалобы представлен реестр контрактов победителя закупки, из которого податель жалобы делает вывод о том, что сумма контрактов, связанных с предметом закупки, ООО "АСстрой" составляет 37 008 384,46 рублей за пять лет, сумма контрактов, не связанных с предметом закупки, составляет 120 650 583,00 рублей, соответственно, сумма представленных контрактов ООО "АСстрой не может быть 177 000 000,00 рублей. К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком были представлены письменные возражения в отношении вышеуказанных доводов подателя жалобы, из которых следует, что закупка проедена в соответствии с требовании законодательства о контрактной системе, в заявке победителя закупки представлены документы об опыте, соответствующие порядку оценки заявок на участие в конкурсе.
В результате рассмотрения существа жалобы, документов и сведений, представленных сторонами и размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по проведению электронного конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения на территории городского округа города Шарыпово, с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 33 274 200,00 рублей. Частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. 2024-11027 2 Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Во исполнение указанного требования Правительством РФ было принято постановление N 2571 от 29.12.2021 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
На основании анализа положений извещения о проведении конкурса, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком были определены требования к участникам закупки в соответствии с позицией 11 раздела II приложения к Постановлению N 2571, а именно: "Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 2024-11027 3 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации". Аналогичное требование установлено в электронном документе "Требования к составу заявки приложение N 4 к извещению". Комиссия отмечает, что рассматриваемое требование по своему содержанию, не противоречит нормативно определенному содержанию такого требования, сформированному в позиции 11 раздела II приложения к Постановлению N 2571, исходя из объекта закупки.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Комиссией установлено, что оператором электронной площадки были направлены сведения размещенные ООО "АСстрой" в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, а именно:
- исполненный муниципальный контракт N03193000443220000070001 от 27.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения 3 микрорайона г. Шарыпово на общую сумму 9 773 307,04 рублей;
- акт о приемке выполненных работ N 1 от 12.09.2022 на общую сумму 9 773 307,04 рублей, что составляет более 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (33 274 200,00 рублей), заключаемого по результатам определения поставщика. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также положения извещения о проведении конкурса, Закона о контрактной системе, Постановления N 2571, Комиссия приходит к выводу о том, что предоставленными документами ООО "АСстрой" подтвердил наличие у него запрашиваемого заказчиком опыта работ, поскольку, предоставив рассматриваемые документы, ООО "АСстрой" выполнил требования извещения о проведении конкурса. Подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе устанавливает, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе устанавливает, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контратакой системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контратакой системе.
Согласно сведениям Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.06.2024 NПРОII1 конкурсной комиссией было принято решение о признании заявки N 48 ООО "АСстрой" на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки. 2024-11027 4 Приняв указанное решение, конкурсная комиссия не допустила нарушения требований Закона о контрактной системе, с учетом вышеизложенных в настоящем решении выводов Комиссии, основанных на непосредственном исследовании фактического содержания документов, представленных ООО "АСстрой" в качестве подтверждения наличия у него соответствующего опыта работ по позиции 11 раздела II приложения к Постановлению N2571, и сопоставлении такого содержания с требованиями извещения о проведении конкурса. Из совокупности правового содержания части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, а также критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Так, вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. В свою очередь, согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. По пункту 4 части 1, частям 4, 8 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерии, в том числе, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения конкурса, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 2604).
По пункту 3 Положения N 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2024-11027 5 б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе, показатель "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктами "а", "в", "г", "д" пункта 28 Положения N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещен в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа "Инструкция и порядок рассмотрения и оценки заявок - капитальный ремонт сетей - приложение к извещению" (далее - Порядок). В извещении о проведении конкурса заказчиком был определен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, анализ которого показал Комиссии, что при проведении конкурса были выделены следующие критерии оценки, их показатели, детализирующие показатели и значимость каждого из них:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги, 60,00 %. 2.
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, 40,00 %. 2.1.
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, 100,00 %.
Согласно разделу II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Порядка для оценки заявок на участие в закупке установлено два критерия: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; Квалификация участников закупки - опыта работы, связанного с предметом контракта. Разделом III Порядка определены отдельные положения о применении отдельных критериев 2024-11027 6 оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II Порядка. В пункте 1 таблицы раздела III Порядка определен детализирующий показатель оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки", а также описано положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки: "Предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оценка производится на основании представленных участником документов, подтверждающих исполнение контрактов/договоров на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения и/или контрактов/договоров на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту, включающие, в том числе работы по капитальному ремонту сетей водоснабжения. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы: исполненный контракт/договор; акт сдачи-приемки выполненных работ по каждому контракту/договору. В случае, если указанная в итоговом акте сдачи-приемки выполненных работ стоимость выполненных работ по контракту/договору не совпадает с ценой контракта/договора, участник также предоставляет документ, подтверждающий полное и надлежащее исполнение им обязательств по контракту/договору (копии всех остальных актов выполненных работ по контракту/договору и/или соответствующее письмо от второй Стороны контракта/договора и/или соглашение об уменьшении/увеличении цены контракта/договора либо о расторжении контракта/договора в связи с отсутствием необходимости выполнения части работ) Принимаются к оценке исключительно исполненные контракты/договора. Последний акт сдачи-приемки выполненных работ, составленный при исполнении контракта/договора и предусмотренный настоящим пунктом, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если 2024-11027 7 такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно сведениям Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.06.2024 N ПРОII1, Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.06.2024 N ИЭОК1 конкурсной комиссией была осуществлена оценка вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, и принято решение о присуждении заявке N 48 ООО "АСстрой" - 100 баллов с указанием предложения участника 177 466 184,91 руб. При этом, Комиссией установлено, что согласно пояснениям конкурсной комиссии при оценке вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" участником закупки N 48 ООО "АСстрой" были представлены и приняты конкурсной комиссией к оценке 10 контрактов (договоров), из которых: 6 договоров (контрактов) на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения:
1) муниципальный контракт N 03193000443190000170001 от 22.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту участков сетей водоснабжения муниципального образования "город Шарыпово Красноярского края" по цене 6 864 864,50 руб.;
2) муниципальный контракт N 03193000443210000120001 от 09.07.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения 4 микрорайона на участке ВК 16 в сторону КП 11 по цене 6 034 100,00 руб.;
3) муниципальный контракт N 03193000443220000070001 от 27.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения 3 микрорайона г. Шарыпово по цене 9 773 307,04 руб.;
4) муниципальный контракт N 03193000443220000110001 от 29.08.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения 4 микрорайона на участке от ул. Комсомольской в сторону ВК-11 города Шарыпово по цене 2 952 719,96 руб.;
5) муниципальный контракт N 03193000443220000080001 от 08.07.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей верхней части г.п. Дубинино по цене 5 552 883,00 руб.;
6) муниципальный контракт N 03193000443230000110001 от 21.08.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения 2 микрорайона от КП-7 до КП-4 на территории города Шарыпово по цене 5 830 510,50 руб. 4 договора (контракта) на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту, включающие, в том числе работы по капитальному ремонту сетей водоснабжения:
1) договор подряда N БЕР-310У от 16.05.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту на объекте "Столовая на 404 места" инв. N 00000142 по цене 23 821 396,91 руб.;
2) договор подряда N 05-20 от 11.05.2020 на строительство магазина на земельном участке N 24:57:0000001:3834, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Шарыпово, м-н 6, участок 6/2 по цене 93 313 858,00 руб.;
3) договор N 6 от 01.07.2020 на реконструкцию диспетчерской ЗАО "Авангард" с пристройкой помещений и устройством навеса, расположенной по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с. Березовское, ул. Советская, 23В/2 по цене 12 629 143,00 руб.;
4) договор подряда N 01-21 от 18.01.2021 на строительство офиса на земельном участке с кадастровым N 24:57:0000095:390, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Шарыпово, Пионерная промбаза, ул. Индустриальная, 36/3 по цене 2024-11027 8 10 693 402,00 руб. В отношении указанных контрактов (договоров) участником закупки были представлены все определенные в Порядке заказчика документы. Общая сумма указанных контрактов (договоров) составила 177 466 184,91 руб. Соответственно, к оценке конкурсной комиссией правомерно приняты все 10 исполненных договоров (контрактов), так как они в полном объеме соответствуют требованиям, установленным Порядком заказчика. При этом Порядком определено, что в качестве подтверждения соответствия критерию "Квалификация участников закупки" участниками закупки могут быть представлены не только контракты/договоры на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения, но и контракты/договоры на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту, включающие, в том числе работы по капитальному ремонту сетей водоснабжения.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что у конкурсной комиссии отсутствовали основания не принимать к оценке представленные ООО "АСстрой" в составе заявки на участие в конкурсе договоры (контракты), поскольку все они отвечали требованиям применения отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, обозначенным заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (электронный документ извещения "Инструкция и порядок рассмотрения и оценки заявок - капитальный ремонт сетей - приложение к извещению"). При этом конкурсной комиссии Законом о контрактной системе не вменена обязанность по проверке на достоверность, подлинность представленных в заявке документов, конкурсная комиссия лишь вправе сделать это, также конкурсная комиссия не должна априори ставить под сомнение документы и сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, поскольку предполагается добросовестность участника закупки в отношении представленных документов в заявке.
Таким образом, Комиссией не установлено в рассмотренных действиях конкурсной комиссии нарушений требований законодательства о контрактной системе, в связи с чем доводы жалобы являются необоснованными. Относительно присвоения конкурсной комиссией заявкам баллов Комиссия считает необходимым отметить следующее. Часть 12 статьи 99 Закона о контактной системе устанавливает, что при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Указанные нормы ограничивают право контрольного органа в сфере закупок на рассмотрение доводов жалобы в части результатов оценки заявок, то есть в части проверки результатов начисления конкурсной комиссией баллов и самостоятельной оценке квалификации участников закупки. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе осуществлять проверку документов и информации, представленных в составе заявок участников конкурса, для решения вопроса о правомерности принятия членами конкурсной комиссии тех или иных документов и сведений к последующей оценке, то есть на проверку соблюдения конкурсной комиссией установленного порядка оценки заявок без перехода к самой оценке результатов конкурса и без проверки количества и правомерности присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов. Кроме того глава 6 Закона о контактной системе не содержит основания для непринятия жалобы к рассмотрению по существу в случае, если заинтересованное лицо направляет жалобу на 2024-11027 9 результаты оценки заявок на участие в конкурсе. Вышеуказанная позиция коррелирует практике контрольных органов, например: Решение ФАС России от 11.07.2023 по делу N 28/06/105-176/2023; Решение ФАС России от 26.06.2023 по делу N 28/06/105-1496/2023; Решение ФАС России от 10.07.2023 по делу N 23/44/99/76.
Таким образом, Комиссия не дает правовую оценку действиям конкурсной комиссии по присвоению заявкам именно в части количества баллов. Вместе с тем в результате проведения внеплановой проверки Комиссия
установила
следующее. Объектом рассматриваемой закупки являются работы по капитальному ремонту сетей водоснабжения на территории городского округа города Шарыпово, то есть работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, а именно: линейного объекта. Разделом VI Положения N 2604 установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в частности пунктом 31 Положения N 2604 определены особенности оценки заявок при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). С учетом того, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения, заказчику при формировании порядка оценки заявок на участие в конкурсе в извещении о проведении конкурса надлежало руководствоваться нормативным содержанием пункта 31 Положения N 2604.
Согласно пункту 31 Положения N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Положения N 2604, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения N 2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения N 2604;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению N 2604, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N 2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению N 2604 в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N 2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, 2024-11027 10 реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения N 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Комиссией установлено, что извещение о проведении конкурса содержит порядок оценки заявок на участие в закупке с критериями и показателями оценки таких заявок, который изложен выше. При этом, в положениях о применении критерия оценки "Квалификация участников закупки" установлено требование о том, что оценке подлежат документы, подтверждающие исполнение контрактов/договоров на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения и/или контрактов/договоров на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту, включающие, в том числе работы по капитальному ремонту сетей водоснабжения. Комиссия отмечает, что учитывая характер конструкции нормы, зафиксированной пунктом 31 Положения N 2604, которая по своему содержанию является императивной, законодатель
предписывает
в отношении показателя оценки о наличии у участника закупки соответствующей квалификации устанавливать буквально положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, без предоставления заказчику возможности внесения в указанное требование каких-либо уточнений, которые по своему содержанию сужают установленную законодателем императивную норму. Иное из Положения N 2604 и иных норм позитивного права не следует. Указанный вывод Комиссии об императивном характере нормы, зафиксированной пунктом 32 Положения N 2604, согласуется с выводами арбитражных судов по делам NN А33-15832/2022, А33-19714/2022, А33-19715/2022, А33-19716/2022.
В данном случае заказчиком при формировании рассматриваемого требования в порядке оценки заявок на участие в конкурсе не был применен пункт 31 Положения N 2604, фактически буквальное воспроизведение императивного требования нормы, зафиксированной подпунктом "в" пунктом 31 Положения, с учетом того, что объектом закупки является линейный объект, осуществлено не было, что не подлежит признанию надлежащим исполнением требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанные действия образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "СК ГЕФЕСТ" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения нарушения законодательства о контрактной системе и восстановления нарушенных прав участников закупки выдать обязательное для исполнения предписание, в этой связи:
- конкурсной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса;
- заказчику внести изменения в извещение о проведении конкурса; 2024-11027 11 - продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее, чем на 10 дней, начиная со дня размещения измененного извещения о проведении конкурса.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай Е.А. Шмыгина Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-11027 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июня 2024 г. N 024/06/106-1976/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024