Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - врио руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Избирательной комиссии Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об Индивидуальном предпринимателе Ефимове Андрее Сергеевиче (ИНН 165803334635) (далее - ИП, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2024.005567 от 19.04.2024 (реестровый N 2246600476624000002), заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме ЗК-N-5505/24 "Оказание услуг по предоставлению GlobalSign DomainSSL Wildcard SSL сертификата для нужд Избирательной комиссии Красноярского края", извещение ИКЗ 242246600476624660100100340016209244, N 0119200000124005567, (далее - запрос котировок),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению. 2024-11093 На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения исполниетелем условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения запроса котировок. Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и ИП, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФN 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. На заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу присутствовали представители заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия и личности. Явку своего представителя на указанное заседание ИП не обеспечил, каких-либо ходатайств в адрес Красноярского УФАС России не направил.
Также к моменту проведения указанного заседания Комиссии ИП в адрес Красноярского УФАС России не были представлены документы и информация в соответствии с уведомлением о проведении проверки, при том обстоятельстве, что лица, привлеченные к рассмотрению обращения по существу, заблаговременно были уведомлены о необходимости представления документов и информации в соответствии с уведомлением о проведении проверки. В свою очередь заказчик своевременно представил в адрес Красноярского УФАС России документы и информацию в соответствии с уведомлением о проведении проверки. Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и ИП был заключен контракт. Поскольку ИП было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления ИП нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, ИП не устранил, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении запроса котировок, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения запроса 2024-11093 2 котировок на оказание услуг по предоставлению GlobalSign DomainSSL Wildcard SSL сертификата для нужд Избирательной комиссии Красноярского края. По итогам закупки с ИП был заключен контракт N Ф.2024.005567 от 19.04.2024.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению GlobalSign DomainSSL Wildcard SSL-сертификата для нужд Избирательной комиссии Красноярского края (далее по тексту - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте.
Согласно пунктам 1.4, 1.5 контракта место оказания услуг: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 110. Срок оказания услуг: Исполнитель обязан оказать услуги по предоставлению SSL-сертификата в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения Контракта. Срок действия SSL-сертификата должен составлять не менее 1 (одного) года с момента выпуска. В пункте 3.1 контракта определены права заказчика, в том числе 3.1.1, 3.1.4, 3.1.7: требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта; запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Исполнителя по Контракту; принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44- ФЗ.
В пункте 3.4 контракта определены обязанности исполнителя, в том числе 3.4.1, 3.4.5: своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, условиями Контракта и Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту); по запросу Заказчика предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, в порядке, указанном в п. 9.3. Контракта.
Согласно пункту 7.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, такой отказ осуществляется в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Комиссией установлено, что исполнителем услуги по предоставлению SSL- сертификата в установленный Контрактом срок не оказаны (SSL-сертификат Заказчику не предоставлен), в связи с чем 17.05.2024 с использованием Единой информационной системы в сфере закупок Исполнителю направлена претензия с требованием оказать услуги по предоставлению SSL-сертификата, а также уплатой пеней за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 6.3 контракта сторона, которая получила претензию (требование), обязана ее рассмотреть и направить мотивированный ответ другой стороне в течение 10 дней с момента получения претензии (требования). В установленный контрактом срок и на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта претензия исполнителем не рассмотрена, услуги по предоставлению SSL-сертификата не оказаны. Заказчиком также представлены доказательства неоднократного (27.04.2024, 07.05.2024, 17.05.2024) направления на электронную почту исполнителя информации о нарушении сроков оказания услуг.
Также, по сведениям заказчика, не удалось связаться с исполнителем в телефонном режиме. Информации об обстоятельствах, препятствующих 2024-11093 3 исполнению контракта, каких-либо подтверждающих данную информацию документов, заказчиком не было получено, Комиссии такие информация и доказательства также представлены не были.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
В соответствии со статьей 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Статья 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ предполагают возможным односторонний отказ от исполнения контракта в случае существенного нарушения условий контракта одной из сторон. При этом нарушение предполагается существенным в случае, в том числе, нарушения сроков исполнения контракта.
Таким образом, поскольку по состоянию на 10.06.2024 ИП так и не оказаны услуги, предусмотренные контрактом, тем самым обязательства по контракту не исполнены исполнителем и соответственно допущены существенные нарушения условия контракта, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, руководствуясь частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 782 ГК РФ, пунктом 7.2 контракта, принял 10.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 10.06.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 10.06.2024 исполнитель в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку ИП в срок до 20.06.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 21.06.2024.
Анализ совокупности документов и сведений, представленных заказчиком в материалы проверки к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу, показал Комиссии, что однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что ИП надлежащим образом исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, Комиссии не представлено, а именно: ИП своевременно и 2024-11093 4 надлежащим образом не оказало услуги, являющиеся предметом контратка. Доказательства обратного Комиссии не представлены.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки. Комиссия, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности исполнителя в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствие на рынке требуемых для исполнения контракта товаров, отсутствие у поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимых денежных средств. Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено. Кроме того ИП добровольно принимал участие в запросе котировок, выразил согласие на оказание услуг для нужд заказчика на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ИП, подав заявку на участие в запросе котировок, в полном объеме осознавал в какие именно сроки и на каких именно условиях ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, 2024-11093 5 исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем. Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что исполнитель при исполнении условий контракта проявил недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предпринял всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий. При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП своевременно не оказало заказчику услуги по предоставлению GlobalSign DomainSSL Wildcard SSL сертификата, что привело к неудовлетворению потребности заказчика, оказало негативное влияние на деятельность заказчика, воспрепятствовало надлежащему осуществлению заказчиком возложенных на него функций. Характер допущенного ИП нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния. Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство. Пунктом 15 Правил определены случаи, при наступлении которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, исследовав совокупность документов и сведений, имеющихся в материалах проверки, Комиссия
установила
отсутствие оснований для принятия решения об отказе во включении информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков. Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения контракта, а также принимая во внимание поведение ИП Ефимова А.С., выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к ненадлежащему исполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неудовлетворению потребности заказчика, у Комиссии имеются все основания для включения сведений об ИП Ефимове А.С. 2024-11093 6 в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об Индивидуальном предпринимателе Ефимове Андрее Сергеевиче (ИНН 165803334635) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая события* регистра итогов Регламен Фактич Ито ции Регламе Фактиче Итог Регламентиров Фактичес Итог ая тированн еская го контроль нтирова ская о анный срок кая дата о проср ая дата дата про ным нная дата прос изготовления изготовле прос очка в направле направл сро органом дата приняти рочк решения и ния рочк днях (I ния ения чка обращен приняти я а в размещения решения а в + II + заказчик заказчик в ия я решения днях сведений в и днях III ом ом дня заказчик решения по II ЕИС размещен по раздел сведений сведени х а разде ия III ы) в й по I лу сведений разд контроль раз в ЕИС елу ный дел орган у 21.06.24 25.06.24 24.06.24 24.06.24 01.07.24 01.07.24 04.07.24 04.07.24 * дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке. Дополнительно информируем о необходимости уведомления Красноярского УФАС России о факте подачи искового заявления в Арбитражный суд Красноярского края о признании одностороннего отказа заказчика недействительным, поскольку обстоятельство удовлетворения указанного требования является самостоятельным основанием для исключения информации об участнике закупки из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай Е.А. Шмыгина Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-11093 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 июля 2024 г. N 024/10/104-1998/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024