Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления; членов Комиссии: Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; Клюшкина А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области: Кутыревой Ирины Владимировны (доверенность N54 от 28.06.2024), Давыдова Дмитрия Вадимовича (доверенность N53 от 28.06.2024), в отсутствие представителей ООО "Глобал Петрол" (далее - Общество, Поставщик) (информация о месте и времени рассмотрения обращения была своевременно направлена указанному лицу), на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 24.06.2024 от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области поступило обращение о включении сведений об ООО "Глобал Петрол" (ИНН: 1684015780; 420141, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 23, кв. 84), Директоре - Стеблеве Глебе Романовиче (ИНН: 165922917153) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на приобретение горюче-смазочных материалов (реестровый номер контракта 1370206414524000015), вследствие существенного нарушения Обществом условий контракта. Рассмотрев представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области документы, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении обращения, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
установила
следующее. 28.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0133100005724000016 о проведении электронного аукциона на приобретение горюче-смазочных материалов. Начальная (максимальная) цена контракта - 596 215 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 6 заявок от участников закупки; все участники закупки и их заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и Закона о контрактной системе. Победителем электронного аукциона было признано ООО "Глобал Петрол" с предложенной ценой контракта 518 550 руб. По итогам проведения указанной закупки, 22.04.2024 между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области и ООО "Глобал Петрол" заключен государственный контракт N12-ЭА/24 на приобретение горюче-смазочных материалов (далее - Контракт).
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставщик обязуется в торговых точках осуществлять продажу горюче-смазочных материалов - бензина АИ - 92 в количестве 500 (пятьсот) литров и бензина АИ - 95 в количестве 10 000 (десять тысяч) литров для автотранспорта Заказчика, а Заказчик обязуется оплачивать и принимать Товар с использованием карт.
Согласно п. 3.3 Контракта Заказчик получает товар непосредственно в торговых точках, расположенных в обязательном порядке в г. Иваново, а также на автозаправочных станциях, расположенных на территориях следующих муниципальных районов Ивановской области: Вичугский район, Заволжский район, Кинешемский район, Комсомольский район, Лежневский район, Родниковский район, Тейковский район, Фурмановский район, Шуйский район, Южский район, Юрьевецкий район, и не менее чем по 3 автозаправочным станциям за пределами Ивановской области по трассам М-8, М-7, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, в г. Москве и Московской области.
В соответствии с п. 9.2 Контракта начало поставки товара - с 01.06.2024, окончание поставки товара - 30.11.2024.
П. 7.1 Контракта установлено, что Поставщик обязан:
- в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения Контракта предоставить Заказчику возможность получения с использованием карт товара в торговых точках на условиях настоящего Контракта;
- предоставить Заказчику право осуществить пополнение карт без предъявления их в офисе Поставщика;
- предоставлять Заказчику по его запросу отчет о пополнении карт на АЗС, указанных в Приложении;
- в течение 24 часов, в торговых точках, указанных в Приложении N 2 к настоящему Контракту, после получения соответствующего заявления от Заказчика приостановить (прекратить) отпуск товаров по карте, выданной Заказчику. В случае непоступления от Заказчика письменного подтверждения заявленных требований в установленный срок, Поставщик вправе возобновить отпуск товара с использованием карты. При этом товары, отпущенные по карте, согласно требованиям настоящего пункта Контракта, подлежат оплате Заказчиком на условиях Контракта.
- уведомлять Заказчика об изменении правил отпуска товара по картам;
- информировать Заказчика по его требованию о состоянии его лицевого счета;
- своевременно информировать Заказчика обо всех изменениях в перечне Торговых точек.
Согласно п. 5 приложения N1 "Спецификация" к Контракту заправка автомобилей производится по предъявлению Заказчиком электронных карт, предоставляемых Поставщиком. Поставка электронных карт осуществляется Поставщиком по месту нахождения Заказчика по адресу:
г. Иваново, ул. Кавалерийская, д. 5. Пополнение и списание топлива с топливных карт должно производиться дистанционно без предъявления карт (в офисы Поставщика), по письменной заявке, по телефону или заявке по электронной почте Заказчика в течение 1 дня. Как следует из представленных Заявителем документов, 03.06.2024, 04.06.2024 и 05.06.2024 Заказчику не удалось осуществить заправку своего транспорта в связи с тем, что топливные карты, выданные Обществом, были заблокированы. 04.06.2024 в связи с невыполнением обязательств по Контракту ООО "Глобал Петрол" Заявителем была направлена претензия N02-6647/24 с требованием об устранении нарушений. 05.06.2024 Заказчиком направлена в адрес Общества претензия N02-6723/24 о необходимости устранения нарушений в срок до 07.06.2024. 06.06.2024 в ответ на претензию Поставщик попросил проверить работоспособность топливных карт. 06.06.2024 в связи с ответом Общества сотрудником Заказчика был совершен выезд на торговую точку с целью приобретения топлива по карточкам Поставщика. По итогу составлен отчет об отказе в приемке топливных карт по причине "неизвестная карта" и "необслуживаемая карта". ООО "Глобал Петрол" было проинформировано о недействительности топливных карт сообщением на электронную почту. 07.06.2024 Заявителем направлена претензия N02-6808/24 с требованием устранить нарушения и исполнить обязательства в соответствии с Контрактом. 10.06.2024, в связи с повторным отказом в принятии топливных карт на торговых точках, Заказчиком составлен Акт о ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Аналогичное положение предусмотрено п. 11.1 Контракта.
На основании ч. 1 и 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров. В связи с тем, что Поставщиком неоднократно нарушен порядок поставки товара, 10.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заявителем своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе, 10.06.2024 Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте. 13.06.2024 через официальный сайт получен ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором указывалось что отпуск топлива осуществлялся в соответствии с условиями Контракта, нарушения со стороны Общества зафиксированы не были. 14.06.2024 Заказчиком было направлено Обществу письмо о вызове представителя на торговую точку с целью контроля исправности топливных карт. В назначенное время Общество представителя не направило, топливо приобрести не получилось, что отражено в Акте о ненадлежащем исполнении обязательств от 14.06.2024. 18.06.2024 Поставщик направил Заявителю запрос о предоставлении заявки на пополнение карт. В ответ на данный запрос Заказчик сообщил, что необходимая информация направлялась 25.04.2024, также дополнительно указав об отсутствии возможности заправки по представленным топливным картам. 19.06.2024 через официальный сайт Заказчику поступил акт о приемке поставленного товара. В связи с тем, что топливо невозможно было получить на торговых точках из-за необслуживаемых топливных карт, Заказчиком принято решение в отказе в принятии акта приемки товара. 20.06.2024 Заказчиком предпринята попытка в приобретении топлива на торговых точках, однако, топливные карты не были приняты на основании "ожидается топливная карта" и "необслуживаемая карта".
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт расторгнут Заказчиком - 21.06.2024.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Руководствуясь данной нормой, Заказчик направил обращение и иные документы, предусмотренные Законом о контрактной системе 24.06.2024.
Оценив представленные сведения и документы, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Таким образом, участие в закупке и последующее подписание контракта Поставщиком означает, что ООО "Глобал Петрол" принимает все условия, заявленные Заказчиком в извещении о закупке (включая условия о порядке и объемах выполнения работ), и несет все связанные с таким участием риски. Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Поэтому неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (например, по вопросу надлежащего изучения условий контракта, последствий их несоблюдения) Общества при ведении предпринимательской деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг в рамках заключенного контракта ложатся на Общество.
В результате осуществления проверки факта одностороннего расторжения Заказчиком контракта, установлено, что Заказчик имел право на одностороннее расторжение контракта, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего расторжения контракта. Сведения, подтверждающие надлежащее исполнение Обществом условий контракта, в материалах дела отсутствуют.
Также не было представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения контракта надлежащим образом, и свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение Обществом условий контракта было связано с действиями Заказчика. Неисполнением контракта нарушаются права Заказчика относительно условий (выявленных им, как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.
В соответствии с ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в отношении ООО "Глобал Петрол" (ИНН: 1684015780; 420141, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 23, кв. 84), Директора - Стеблева Глеба Романовича (ИНН: 165922917153), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на приобретение горюче-смазочных материалов (реестровый номер контракта 1370206414524000015), вследствие существенного нарушения условий контракта, сроком на два года. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом. Председатель комиссии: Т.А. Михеева Члены комиссии: Г.П. Долакидзе А.О. Клюшкин
2024-3193
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 4 июля 2024 г. N 037/10/104-487/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024