Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К. В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича (ИНН 272399957915) (далее - Заявитель, ИП) на положения извещения утвержденное - Муниципальным казенным учреждением "Производственно-техническое объединение" (ИНН 6503013550) (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Строительство дома культуры в с. Сокол (Приобретение, поставка и монтаж оборудования )" (извещение N 0161300006324000120) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
17.06.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, в котором допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
- в описании объекта закупки содержаться характеристики товаров которым соответствует единственный производитель;
- товары указанные в файле обоснования НМЦК не соответствуют требованиям Описания объекта закупки;
- отсутствуют требования и условия к объему монтажа оборудования;
- при описании объекта закупки не использованы обязательные к применению позиции КТРУ, а также Заказчик не применил Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 и от 30.04.2020 N 617, при том, что Заказчиком закупаются промышленные / радиоэлектронные товары.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Вместе с тем, Комиссия Сахалинского УФАС России отмечает, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции. Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в документации требованиями, участник только при изучении документации может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.
Правила описания объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе. Частью 2 указанной статьи установлено, что извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
07.06.2024 размещено извещение об осуществлении закупки по объекту: "Строительство дома культуры в с. Сокол (Приобретение, поставка и монтаж оборудования )".
Начальная (максимальная) цена: 8 400 773,39 руб.
1. Согласно первому доводу жалобы Заявителя, исходя из установленных характеристик закупаемой Заказчиком продукции соответствует единственный производитель.
Согласно Описания объекта закупки к поставке требуется: Компьютер персональный, Монитор Клавиатура, Принтер настольный офисный, ЖК телевизор, Музыкальный центр, Т-образная стойка, Штатив переносной под световое оборудование, Цифровая система управления механизацией сцены, Главный пульт управления на 10 систем, Стробоскоп, Движущаяся голова, Панорамный светодиодный, Щит Эм, Прожектор, Пульт оперативного управления сигналом, Пульт управления DMX сигналом, Проигрыватель, Пейджинговый динамический микрофон, Аналоговый микшер, Двухканальный инсталляционный усилитель, Пассивный сабвуфер, Консоль микшерная, Радиомикрофон, Цифровой микшер, Акустическая система, Усилитель мощности, Двухполосная корпусная акустическая система, Усилитель мощности, Двухполосная мобильная акустическая система, Моторизованный экран для проектора, Проектор без линз, Линза для проектора.
Из представленных пояснений заказчика следует, что указанная закупка размещена на основании проектной документации 58.04-10-2021-СМ, в которой также имеется конъюнктурный анализ на закупаемые товары. Указанная проектная документация получила положительное заключение ОАУ "Управление государственной экспертизы". Таким образом Заказчик при описании объекта закупки, не имел права выйти за рамки характеристик товаров, включенных в проектную документацию.
Вместе с тем, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что под характеристики товаров указанных в Описании объекта закупки, подходит как минимум два производителя.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик ограничил конкуренцию при проведении запроса котировок тем самым нарушил ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Первый довод Заявителя признается обоснованным.
2. Во втором доводе Заявитель указывает о недостоверности сведений, представленных в аукционной документации и составлению описания объекта закупки с нарушением действующего законодательства выразившегося в том, что требования к товару в описании объекта закупки противоречат характеристикам товаров, являвшихся предметом при обосновании НМЦК. А также предмет закупки вводит участников в заблуждение.
Согласно пояснениям заказчика, не вводит участников закупки в заблуждение, поскольку объект "Строительство дома культуры", в том числе муниципальные контракты по закупке товаров по его оснащению, финансируются за счет средств адресно-инвестиционной программы. Изменение предмета закупки, приведет к невозможности оплаты контракта.
Также Комиссия Сахалинского УФАС России, отмечает, что наименование объекта закупки содержит указание на приобретение, поставку и монтаж оборудования), что также указано детально в описании объекта закупки. Таким образом, указанный довод признается необоснованным.
Касательно вопроса о обосновании НМЦК, Комиссия Сахалинского УФАС России отмечает следующее.
Частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).установлено, что ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, во исполнение положений части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора с учетом подведомственности территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Таким образом, Сахалинское УФАС России является контрольным органом не уполномоченным на осуществление функций по контролю за соблюдением законодательства в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Относительно отсутствия требований к объему монтажа оборудования Комиссия пришла к следующему выводу.
В п. 1.1, 1.2 Проекта контракта указано, что предметом муниципального контракта является: Строительство дома культуры в с. Сокол (приобретение, поставка и монтаж оборудования). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по Приобретению, поставке и монтажу (в случае необходимости) товара, указанного в Спецификации (Приложение N 1) (далее - Товар) в количестве, ассортименте и в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации, в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
В обосновании НМЦК (ЛОКАЛЬНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ N 02-01-03/7) также заложена сумма на монтаж оборудования.
При этом в Описании объекта закупки отсутствует перечень оборудования которое подлежит монтажу при исполнении контракта, в том числе отсутствует порядок и объем работ по монтажу оборудования.
Вместе с тем, Заказчик пояснил, что товар который включен в Описание объекта закупки взят из проектной документации 58.04-10-2021-СМ.
Таким образом у Заказчика имеется проектная документация на строительства объекта (Дома культуры в с. Сокол), в которой также запроектирована поставка и монтаж оборудования.
Учитывая то, что предмет запроса котировок содержит условия по поставке и монтажу оборудования, заключаемый по результатам закупки контракт по своей природе является смешаны договором (поставка и монтаж), и то что имеется прокатная документация, Заказчику следовало описать услуги по монтажу оборудования, в частности перечень товара подлежащего монтажу, а также объем и порядок монтажа в соответствии с проектной документацией.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
При таких обстоятельствах, Комиссия признает указанный довод обоснованным, а заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Оценив довод заявителя о неиспользовании обязательных к применению позиций КТРУ и постановлений Правительства РФ N878 и N617, Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно п. 5, 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона; информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Вместе с тем, в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержаться позиции соответствующие некоторым позициям Описания объекта закупки, которые обязательны для применения.
Позиции закупки |
Использованный код |
Позиция каталога товаров и услуг |
Обязательное применение |
Клавиатура |
26.20.40.190 |
КТРУ 26.20.16.110-00000001(Позиция является укрупненной) |
01.10.2020 - Бессрочно |
Музыкальный центр |
26.40.31.190 |
КТРУ 26.40.31.110-00000004 (Позиция является укрупненной) |
01.10.2020 - Бессрочно |
Стробоскоп |
26.40.52.000 |
КТРУ 27.40.33.190-00000003 (Позиция является укрупненной) |
10.04.2024 - Бессрочно |
Движущаяся голова |
26.40.43.120 |
КТРУ 27.40.33.190-00000003 (Позиция является укрупненной) |
10.04.2024 - Бессрочно |
Панорамный светодиодный прожектор |
26.70.23.190 |
КТРУ 27.40.33.190-00000003 (Позиция является укрупненной) |
10.04.2024 - Бессрочно |
Пейджинговый динамический микрофон |
26.40.41.000 |
КТРУ 26.40.41.000-00000011 (Позиция является укрупненной) |
14.02.2024 - Бессрочно |
Аналоговый микшер |
26.40.31.190 |
КТРУ 26.40.31.190-00000009 Микшерный пульт (Позиция является укрупненной) |
11.02.2024 - Бессрочно |
Двухканальный инсталляционный усилитель |
26.40.31.190 |
КТРУ 26.40.43.120-00000002 Усилитель мощности (Позиция является укрупненной) |
30.10.2023 - Бессрочно |
Пассивный сабвуфер |
26.40.33.190 |
КТРУ 26.40.43.110-00000003 Сабвуфер (Позиция является укрупненной) |
11.02.2024 - Бессрочно |
Консоль микшерная |
26.40.31.190 |
КТРУ 26.40.31.190-00000009 (Позиция является укрупненной) |
11.02.2024 - Бессрочно |
Радиомикрофон |
26.40.41.000 |
КТРУ 26.40.31.190-00000030 Радиосистема (Позиция является укрупненной) |
28.12.2023 - Бессрочно |
Цифровой микшер |
26.40.33.190 |
КТРУ 26.40.31.190-00000009 Микшерный пульт (Позиция является укрупненной) |
11.02.2024 - Бессрочно |
Акустическая система |
26.40.33.199 |
КТРУ 26.40.31.190-00000012 Акустическая система (Позиция является укрупненной) |
10.02.2024 - Бессрочно |
Усилитель мощности |
26.40.33.199 |
КТРУ 26.40.43.120-00000002 Усилитель мощности (Позиция является укрупненной) |
30.10.2023 - Бессрочно |
Двухполосная корпусная акустическая система |
26.40.33.190 |
КТРУ 26.40.31.190-00000012 Акустическая система (Позиция является укрупненной) |
10.02.2024 - Бессрочно |
Усилитель мощности |
26.40.33.199 |
КТРУ 26.40.43.120-00000002 Усилитель мощности (Позиция является укрупненной) |
30.10.2023 - Бессрочно |
Двухполосная мобильная акустическая система |
26.40.33.199 |
КТРУ 26.40.31.190-00000012 Акустическая система (Позиция является укрупненной) |
10.02.2024 - Бессрочно |
Кроме того, в извещении запроса котировок отсутствуют требования в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком закупаются промышленные / радиоэлектронные товары попадающие под Постановления Правительства РФ:
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 09.12.2023) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции");
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (ред. от 28.12.2023) "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
В этой связи Заказчик нарушил п. 5, 15 ч. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича (ИНН 272399957915) на положения извещения - Муниципального казенного учреждения "Производственно-техническое объединение" (ИНН 6503013550) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Строительство дома культуры в с. Сокол (Приобретение, поставка и монтаж оборудования )" (извещение N 0161300006324000120) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика МКУ "Производственно-техническое объединение" (ИНН 6503013550) нарушившим положений ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст.33, п. 5, 15 ч. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 7, п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и Уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
М.В. Силичев
|
|
|
Е.Э. Осташова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 июня 2024 г. N 065/06/106-404/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024