Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халмурзиева М.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Топ Лидинг" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Республики Дагестан (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республике Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008424003183 "Поставка медицинских изделий (Реабилитация)" (далее - Аукцион),
с участием представителя Заказчика - Царенко И.А. (по доверенности),
в отсутствии представителей иных сторон (извещен),
УСТАНОВИЛА:
20.06.2024 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие извещения о проведении Аукциона требованиям Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
13.06.2024 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 107 975,78 рублей.
Рассмотрение жалобы было назначено на 26.06.2024 в 15 часов 00 минут, в связи с тем, что в ходе рассмотрения жалобы возникла необходимость запроса дополнительных сведений от сторон, рассмотрение жалобы было отложено на 27.06.2024 в 16 часов 00 минут.
1. Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно установил требование о соответствии поставляемого товара справочной информации кода НКМИ 175960.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Как установлено Комиссией, Заказчик при формировании описания объекта закупки использовал код позиции КТРУ 26.60.12.129-00000103.
Как установлено Комиссией, выбранная Заказчиком позиция КТРУ не содержит описания закупаемого товара, в связи с чем Заказчиком в соответствии с п. 7 Правил сформировано описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки.
В описании объекта закупки сформированном с использованием ЕИС и в приложенном отдельным файлом, Заказчик в качестве качественной характеристики закупаемого товара указал следующее, в том числе: "Комплект компьютеризированных изделий, разработанных для обеспечения психологической оценки состояния пациента (например, личности, интеллекта, специальных способностей) посредством серии специализированных тестов, которые пациент проходит под наблюдением психолога. Также известна как система тестирования Vienna. Как правило, состоит из прикладного программного обеспечения, установленного на готовом стандартном компьютере или ноутбуке, специализированного аппаратного обеспечения (например, различных устройств для ввода, имеющих отношению к конкретному тесту), клавиатуры и мыши, а также специальных панелей для ввода, предназначенных для стандартизации условий тестирования для пациентов, не знакомых с компьютерами. Система поддерживает до 120 тестов с подсчетом баллов и ответных реакций пациента, предоставляемых психологом" а также установлена следующая инструкции по заполнению данной позиции "Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
На рассмотрении жалобы, Комиссией установлено, что вышеуказанное требование Заказчиком взято из справочной информации, раздел описание по классификатору.
Согласно п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила ведения КТРУ), в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п 4 Правил хаказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил ведения КТРУ.
Согласно письму Минздрава России от 12.04.2013 N 2041548/25-3 "По вопросу об определении числового обозначения (шестизначного номера) и вида медицинских изделий при номенклатурной классификации медицинских изделий" номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) предназначена для идентификации медицинских изделий в целях государственной регистрации и обеспечения достоверности, сопоставимости, автоматизированной обработки информации в целях осуществления сотрудничества и обмена данными, в том числе на международном уровне, методу заинтересованными сторонами, такими как законодательные органы, производители, поставщики и конечные пользователи, а также в целях обеспечения мониторинга безопасности медицинских изделий.
Классификация содержит сведения о видах медицинских изделий и предусматривает использование специализированного программного обеспечения, позволяющего производить поиск вида медицинского изделия по классификационным признакам, или по их совокупности, по Полному наименованию вида, по части наименования или по кодам вида.
Для классификации используются кодовые обозначения и термины, адаптированные к общепринятой международной терминологии с учетом терминологии национальных стандартов, классификаторов, других нормативных документов, позволяющие идентифицировать и группировать медицинские изделия по видам с учетом наименований и описаний видов в регуляторных и иных целях.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации (письма от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 и от 04.09.2020 N 24-06-08/77872) указанная в КТРУ справочная информация (в том числе информация о коде НКМИ, его описание) не образует описания объекта закупки в понимании ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Кроме того, согласно позиции ФАС России (письмо ФАС России от 14.10.2022 N ПИ/28/94973/22) различие кода медицинского изделия, указанного в заявке участника закупки, и кода медицинского изделия, указанного в позиции каталога, не установлено Законом о контрактной системе в качестве основания для отклонения участника закупки в случае, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу, что справочная информация указанная в КТРУ 26.60.12.129-00000103 не является функциональной, технической характеристикой, и не образует объект закупки. Соответственно Заказчик используя справочную информацию как качественную характеристику товара для предоставления участником закупки в составе заявки нарушает правила описания объекта закупки предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
По мнению Комиссии, в рассматриваемом случае, использование справочной информации в качестве качественной характеристики не приводит к ограничению конкуренции и не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Заявитель полагает, что Заказчик закупает товар с конкретным товарным знаком - Также известная как система тестирования Vienna.
Согласно пп. а) п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
В описании объекта закупки сформированном с использованием ЕИС и в приложенном отдельным файлом, Заказчик в качестве качественной характеристики закупаемого товара указал следующее, в том числе: "Комплект компьютеризированных изделий, разработанных для обеспечения психологической оценки состояния пациента (например, личности, интеллекта, специальных способностей) посредством серии специализированных тестов, которые пациент проходит под наблюдением психолога. Также известна как система тестирования Vienna".
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснил, что требований к какому либо конкретному товарному знаку установлено не было и формулировка "Также известна как система тестирования Vienna" взята из справочной информации КТРУ 26.60.12.129-00000103.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно части 4 статьи 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, что жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом, требований Закона о контрактной системе и его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что формулировка из описания объекта закупки "Также известна как система тестирования Vienna" является указанием на товарный знак не представлено.
Соответствующая информация также не установлена Комиссией.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. В жалобе Заявителя указывается, что Заказчиком неправомерно установлено требование к году выпуска объекта закупки, по его мнению Заказчик должен был установить исключительно требование о том, что поставляемый товар должен быть новым.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Как установлено Комиссией, в описании объекта закупки приложенного к извещению о проведении Аукциона указано следующее, в том числе: "Год выпуска оборудования - не ранее 2024".
Представитель Заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что указанное требование относительно года выпуска было установлено исходя из принципа наиболее эффективного расходования бюджетных средств, для того, чтобы наиболее "новое" оборудование отвечало последним модификациям и т.д., а также с целью максимально исключить возможность представления товара, которое могли долгий период времени храниться возможно в неблагоприятных условиях.
Следует отметить, что с начала 2024 года до публикации рассматриваемого извещения о проведении Аукциона уже прошел достаточный срок, в том числе, для появления рассматриваемых товаров на рынке.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о том, что данное требование Заказчика ограничивает его законные права и интересы и не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить настоящее решение лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 июня 2024 г. N 005/06/106-890/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024