Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Воронежского УФАС России) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок; при участии представителей: ФГБОУ ВО "ВГТУ" - Беляева А.А., Свиридовой А.Г., Тимошиловой М.Г., в отсутствие ООО "МСЦ "ЛИДЕР" (о месте и времени рассмотрения обращения сторона уведомлена надлежащим образом, посредством ЕИС)., рассмотрев жалобу ООО "МСЦ "ЛИДЕР" на действия ФГБОУ ВО "ВГТУ" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, воспитательных мероприятий для студентов ВГТУ в период летних каникул (номер извещения 0331100001924000007),
У С Т А Н О В И Л А
: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "МСЦ "ЛИДЕР" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "ВГТУ" (далее -Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, воспитательных мероприятий для студентов ВГТУ в период летних каникул (номер извещения 0331100001924000007).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в следующем:
1) Заказчиком не представлено доводов относительно необходимости расположения студентов именно в Туапсинском районе. С учетом протяженности береговой полосы климатические и ландшафтные условия в рамках одного административного района могут сильно отличаться. При это, на стыке административных районов (например, Туапсинского и Сочинского) - наоборот, быть одинаковыми;
2) Заказчиком не указано альтернативное решение относительно безопасности железнодорожного полотна и/или автомобильной магистрали/скоростной дороги между жилыми Объектами размещения и пляжем;
3) Заказчиком не представлено обоснование в связи с чем заявлено требование наличия бесплатный пляж, находящийся не далее 100-м от места размещения (оздоровительное учреждение должно располагаться на 1-й линии к морю);
4) Заказчиком не представлено обоснование в связи с чем заявлено требование размещение в месте проживания студентов должно исключать размещение отдыхающих других возрастных категорий и социальных групп;
5) Заявитель считает количественное требование "на территории места размещения студентов должен быть в наличии актовый зал/дискоклуб вместимостью не менее 200 чел. для совместных межвузовских мероприятий, оснащенный сценой для проведения концертов, просмотра кинофильмов, выступлений и дискотек, оборудованный системой кондиционирования, со светомузыкальным и мультимедийным оборудованием с предоставлением широкого экрана и проектора, в котором также студенты Заказчика смогут реализовывать собственную программу обучающих и развлекательных мероприятий" избыточным;
6) Заказчиком не представлено обоснование в связи с чем заявлено требование исключительно о наличии "резиновой крошки" / "искусственной травы";
7) Заказчиком не представлено обоснованных доводов почему Договор должен быть между Исполнителем и объектом размещения, а не, например, между Исполнителем и каким-либо посредником. Кроме того, данные документы Исполнитель должен предоставить к моменту заключения контракта, ввиду чего Заявитель считает, что Заказчик должен обосновать такой короткий срок предоставления документов;
8) Требование о наличие сведений об Участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров ограничивает круг потенциальных исполнителей в том смысле, что лица, выступающие тур агентами, которые могут приобрести размещение и проезд у туроператора, а остальные услуги (программу, сувенирную продукцию и прочее) сделать сами, не допускаются к участию к закупке. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласны, предоставлены письменные возражения. Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России
установила
следующее. 06.06.2024 года извещение N 0331100001924000007 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 198 400, 00 руб.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе. Так, из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в описании объекта закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуги, качественным характеристикам объекта закупки, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что описание объекта закупки сформировано исходя из фактических потребностей того, чтобы организация мероприятия была максимально адаптирована для отдыха и оздоровления, а также являлась безопасной и комфортной для отдыха студентов.
Также, представители Заказчика пояснили, что место отдыха было выбрано из сложившего опыта по организации отдыха студентов.
Таким образом, установление требований к месту, обеспечению безопасности, а также к размещению студентов обусловлено потребностью Заказчика.
Также, Комиссия Воронежского УФАС отмечает, что установление Заказчиком сроков предоставления документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, ввиду чего данный довод жалобы является несостоятельным. Довод о том, что Заказчиком не представлено обоснования почему Договор должен быть заключен исключительно между Исполнителем и объектом размещения Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельным, ввиду того, что в Описании объекта закупки указано следующее: "Должным образом заверенная копия договора между Исполнителем и объектом размещения студентов / представительством объекта размещения студентов / документы о принадлежности учреждения Исполнителю на право собственности или другом законном основании (долгосрочная аренда/оперативное управление и т.п.), подтверждающие возможность оказания услуг учреждении, должны быть в обязательном порядке предоставлены Заказчику к моменту заключения Контракта". Довод Заявителя о том, что в Извещении неправомерно установлено требование о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров признан Комиссией Воронежского УФАС России необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования). Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Так, согласно Описанию объекта закупки, к участникам закупки предъявляется требование о наличии сведений об Участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров. Комиссия Воронежского УФАС России изучив вышеуказанное требование приходит к следующему выводу.
В силу положений статьи 94 Закона о контрактной системе поставщик услуг обязан в соответствии с условиями контракта своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку оказать услуги надлежащим образом и в полном объеме. При этом исполнитель по государственному контакту, в случае его ненадлежащего исполнения, несет полную ответственность перед заказчиком по обязательствам, возникшим в результате заключения такого договора по итогам проведения закупочной процедуры, в том числе ответственность за действия третьих лиц, привлеченных им к его исполнению.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (тур агентом). При этом в силу положений статьи 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком. При этом по договору о реализации туристского продукта, заключенному тур агентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Таким образом, агент при реализации туристического продукта клиенту выступает в качестве посредника и действует на основании договора, заключенного между туроператором и тур агентом, не неся полной ответственности перед заказчиком, как того требуют положения Закона о контрактной системе. При этом согласно требованиям действующего законодательства, договор по итогам аукциона подлежит заключению между исполнителем и заказчиком и не предусматривает указание туроператора в качестве лица, несущего ответственность перед последним. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что условие о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров обеспечивает оказание услуг ответственным лицом, направлено на защиту законных интересов Заказчика и соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, согласно выписке, из ЕГРЮЛ, Заявитель осуществляет деятельность туристических агентств и туроператоров, в связи с чем его права и интересы не нарушаются действиями Заказчика. Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МСЦ "ЛИДЕР" на действия ФГБОУ ВО "ВГТУ" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, воспитательных мероприятий для студентов ВГТУ в период летних каникул (номер извещения 0331100001924000007) необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии Ю.В. Рощупкина Члены комиссии: В.С. Шпарло У.А. Апанащик
2024-5462
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 1 июля 2024 г. N 036/06/42-809/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024