Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителей: ООО "СОФ "БаРо" - Усманова А.В.; БУЗ ВО "Острогожский ЦРС" (заказчик-координатор); Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области - Репниковой О.Н., Селиной Н.П.,
рассмотрев жалобу ООО "СОФ "БаРо" на действия Заказчиков (совместная закупка) и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцев) (номер извещения 0131200001024006300),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "СОФ "БаРо" (далее -Заявитель) на действия Заказчиков (совместная закупка) и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (алее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцев) (номер извещения 0131200001024006300).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в следующем:
1) Описание объекта закупки составлено таким образом, что под него походит товар единственного производителя;
2) В структурированной форме извещения отсутствует обоснование дополнительных характеристик;
3) В Описании объекта закупки содержится ненадлежащее обоснование дополнительных характеристик, кроме того, они не соответствуют национальному стандарту;
4) В извещении отсутствует предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
17.06.2024 года извещение N 0131200001024006300 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 083 166,70 руб.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка изделий медицинского назначения (шприцев).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что исполнением требований Закона о контрактной системе является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в Описании объекта закупки.
Так, Заказчиком во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе представлено Описание объекта закупки (далее - ООЗ) в виде электронного документа - "Приложение N3 - Описание объекта закупки", который содержит, в том числе, следующую информацию:
N п/п |
Наименование товара (работ, услуг), код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Характеристики товара (работ, услуг) |
|||
Наименование показателей |
Значение показателя |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Обоснование дополнительных характеристик |
||
1 |
Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла
32.50.13.110
32.50.13.110-00056 |
Тип шприца |
3-х компонентный |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для более свободного и плавного хода поршня с целью проведения инъекции менее болезненной, минимизации риска травматизации. |
Вид иглы |
Несъемная, интегрирована в корпус |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для обеспечения полного введение дозы препарата и введения вязких препаратов |
||
Механизм предотвращения повторного использования |
Поршень со специальным устройством дезактивации, приводящий к немедленному разрушению шприца |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для надежной защиты от повторного использования медицинского изделия, исключающей человеческий фактор в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (в т.ч. ВИЧ и гепатит). |
||
Корпус и поршень шприца не содержат натурального латекса |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для снижения риска возникновения аллергических реакций |
||
Цилиндр шприца прозрачный |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для контроля отсутствия воздушных пузырьков, исключения эмболии мелких сосудов, при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
По мнению Заявителя, под характеристики, представленные в ООЗ, походит товар единственного производителя - ООО "Группа СТК" (РУ РЗН 2020/11665).
Вместе с тем, Заказчиком предоставлена сравнительная таблица, согласно которой под ООЗ, кроме указанного производителя, подходит товар ООО "Снабполимер Медицина" (РУ РЗН 2022/16912).
Неоспоримых доказательств того, что товар ООО "Снабполимер Медицина" (РУ РЗН 2022/16912) не соответствует ООЗ Заявителем в материалы дела не предоставлено.
Относительно довода жалобы о том, что в структурированной форме извещения отсутствует обоснование дополнительных характеристик, представители Уполномоченного органа предоставили следующие пояснения.
В структурированной форме содержится информация "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: В соответствии с Приложением 3 к извещению". Это обусловлено тем, что функционалом ЕИС предусмотрена размерность поля "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" 2000 символов и не предусмотрено разделение для каждой характеристики.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии".
Также, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе обязывает заказчиков обосновывать необходимость использования других показателей. Однако, требований о том, каким должно быть такое обоснование, законодательством не установлено.
Таким образом, довод жалобы о том, что характеристики ООЗ не соответствуют национальному стандарту ГОСТ Р 52623.4-2015 является несостоятельным.
Также, учитывая, что под ООЗ подходят товары двух производителей, обоснование дополнительных характеристик не ограничивает конкуренцию.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что в Извещении содержится следующая информация "Внимание! За нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ и ст. 178 УК РФ", ввиду чего довод жалобы о том, что в Извещении отсутствует предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушений не усматривается.
Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе
Р Е Ш И Л А :
Признать жалобу ООО "СОФ "БаРо" на действия Заказчиков (совместная закупка) и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцев) (номер извещения 0131200001024006300) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание -заместитель председателя комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
У.А. Апанащик |
|
|
В.С. Шпарло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 5 июля 2024 г. N 036/06/42-838/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024