В соответствии с приказом Омского УФАС России от 21.06.2024 N 129/24 и подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее - заказчик, ОСФР по Омской области) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме открытого электронного аукциона "Выполнение работ по изготовлению получателям индивидуальных ушных вкладышей для слуховых аппаратов" (извещение N 0252100000223000123) (далее - электронный аукцион, закупка)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 29.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки N 0252100000223000123 с максимальным значением цены контракта 348 500 руб.
07.09.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке было подано 2 заявки, из них сделано 2 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение в отношении начальной суммы цен товара, работы, услуги (1 578,50 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 114890598, при этом снижение составило 23,00%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.09.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем определен участник с идентификационным номером заявки 114890598.
21.09.2023 заказчиком заключен контракт N 0252100000223000123 (номер реестровой записи контракта 1550000005423000165).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2.1. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу частей 1, 2 и 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми.
Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
При этом в силу части 1 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Частями 2 и 3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе предусмотрены условия и порядок подачи ценовых предложений в рамках электронного аукциона.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что при осуществлении закупки в форме электронного аукциона участники закупки не включают предложение о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги в заявку на участие в закупку, такие ценовые предложения подаются в рамках процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги в соответствии со статьей 49 Федерального закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и Инструкция по ее заполнению", размещенный в составе извещения об осуществлении закупки, содержал следующее требование: "Для участие в открытом аукционе в электронной форме (далее - Аукцион) заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), согласно ст. 43 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать:
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ
(примечание: в соответствии с ч. 3 ст. 49 Федерального закона N 44-ФЗ участники закупки, подавшие заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о сумме цен единиц работ, подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного п. 9 ч. 3 ст. 49 Федерального закона N 44-ФЗ) начальной суммы цен единиц работ)".
По своей сути установленное требование обязывает участников закупки включать в состав своих заявок предложения о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Приведенное примечание (при его буквальном толковании) предоставляет участникам право на подачу своих предложений в рамках указанной процедуры.
Комиссия отмечает, что соответствующие положения извещения об осуществлении закупки не содержат указание на то, что ценовые предложения подаются исключительно в рамках установленной законом процедуры.
В своих объяснения заказчик ссылается на то, что спорное требование сформулировано универсальным образом применительно ко всем конкурентным процедурам и полностью соответствует требованиям закона.
Комиссия не может согласиться с данным утверждением, так как положения статьи 43 Федерального закона о контрактной системе устанавливают общие требования к составу и содержанию заявок независимо от проводимой конкурентной процедуры.
Вместе с тем специальные нормы содержаться в статьях 48, 49, 50 Федерального закона о контрактной системе.
Так при проведении конкурса или запроса котировок (статьи 48 и 50 Федерального закона о контрактной системе) ценовые предложения включаются участниками закупки в состав заявок.
В рамках электронного аукциона такие предложения подаются в рамках процедуры подачи ценовых предложений (части 1-3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Подобное установление требований к составу и содержанию заявок может привести к ситуации, когда участник закупки включит в состав заявки ценовое предложение, а при процедуре подаст отличное от него.
2.2. В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (часть 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона) (пункт 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В нарушение пункта 17 части 1 статьи 42, частей 3 и 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержало условие о том, что при предоставлении обеспечения гарантийных обязательств "подрядчик может воспользоваться правом, предусмотренным частью 8.1 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ".
Комиссия отмечает, что в рамках данной закупки не было установлено преимущество, предусмотренное статьей 30 Федерального закона о контрактной системе.
В своих объяснениях заказчик сослался на техническую описку.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области нарушение пункта 17 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49, частей 3 и 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
2. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии: |
А.О. Миняева |
|
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 июня 2024 г. N 055/10/99-624/2024 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - ценовые предложения - электронный аукцион - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024