На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ОСФР по г. Москве и Московской области (далее - Заказчик) законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: открытый конкурс в электронной форме на приобретение работ в пользу граждан в целях их социального обеспечения (изготовление ортопедической обуви в 2024 году) (реестровый N0273100000623000240).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии уполномоченного представителя: ОСФР по г. Москве и Московской области: А. Г.
Зайков (доверенность N 17/198 от 26.06.2024), 2024-30046 2 ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве проведена проверка действий Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на приобретение работ в пользу граждан в целях их социального обеспечения (изготовление ортопедической обуви в 2024 году) (реестровый N0273100000623000240) (далее - Конкурс). В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства о контрактной системе при проведении вышеуказанного Конкурса. Комиссией Управления установлено, что 29.11.2023 размещено в Единой информационной системе Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый N 0273100000623000240).
Срок окончания подачи заявок установлен - 15.12.2023 09:00 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта - 46 586 059,33 рублей.
1. Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 ст.14 Закона о контрактной системе. 2024-30046 3 Комиссией Управления установлено, что Заказчиком закупается товар с кодом КТРУ 32.50.22.150-00000006, который не попадает под ограничения.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком правомерно не установлены ограничения и запреты в соответствии ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе. 2.
Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров; В соответствии с абз. 1 пп. "в", п. 28 Постановления N 2604 устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Комиссией Управления установлено, что согласно п. 2.1 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Заказчиком оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров, при этом, участник закупки предоставляет исполненные договоры на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви сопоставимого характера и объема, а также акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком соблюдены условия Постановления N2604, при этом сопоставимость, установленная в составе критериев оценки является более расширенной, что позволяет принять участие больше количеству потенциальных участников. 3.
В соответствии с пп. "а", п. 28 Постановления N 2604: "В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения: 2024-30046 4 а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;". Комиссией Управления установлено, что в соответствии с требованиями пп. "а", п. 28 Постановления N 2604, Заказчиком установлен детализирующий показатель оценки: "общая цена исполненных участником закупки договоров".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком соблюдены условия Постановления N2604. 4.
Согласно абз. 3 пп. "в", п. 28 Постановления N 2604 может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В соответствии с п. 2.1 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Заказчиком установлен детализирующий показатель оценки: "общая цена исполненных участником закупки договоров", в котором указано, что: "К оценке принимается исключительно исполненный договор, при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).". Комиссия Управления установлено, что Заказчиком правомерно установлено вышеуказанное требование, не противоречащее требованиям законодательства.
5. В соответствии с абз. 3, пп. в, п. 24 Постановления N 2604 может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Согласно пп. г, п. 24 Постановления N 2604 последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Комиссией Управления установлено, что согласно п. 2.1 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Заказчиком установлен детализирующий показатель оценки: "Общая цена исполненных участником закупки договоров", в котором указано, что к оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме, со всеми приложениями, включающие последний акт, составленный при исполнении договора, контракта и подписанный не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Комиссия Управления приходит к выводу о правомерном установлении Заказчиком вышеуказанного срока в соответствии с требованиями пп "г", п. 28 Постановления N 2604. 6.
В соответствии с п. 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: 2024-30046 5 а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Также согласно п. 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. При этом Постановлением N 2604 не предусмотрено предоставление участником закупки исключительно государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, а также требования об опубликовании на официальном сайте www.zakupki.gov.ru для подтверждения наличия у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Комиссией Управления установлено, что согласно п. 2.1 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Заказчиком установлен детализирующий показатель оценки: "Общая цена исполненных участником закупки договоров", согласно которому: "К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, в том числе при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), а также исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе. ". Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не установлено требование о предоставлении в качестве подтверждения наличия опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта исключительно в соответствии с Законом о контрактной системе. 7.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по изготовлению 2024-30046 6 ортопедической обуви не подлежит лицензированию.
Таким образом, Заказчиком правомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии в рассматриваемой закупке.
8. Комиссией Управления установлено, что на участие в Конкурсе подано 3 заявки на участие в закупке, которые признаны соответствующими требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Комиссия Управления отмечает, что согласно п. 3 Описания объекта закупки, место поставки товара:
г. Москва и Московская область, которые объеденные в один федеральный округ Российской Федерации. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рассматриваемом случае цена указана за общее количество товара, указанное в Описании объекта закупки и проекте контракта. Исходя из вышеизложенного, Комиссией Управления не усматривает нарушений в действиях Заказчика. 9.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п. 2.2 проекта контракта: "Работы по обеспечению ортопедической обувью инвалидов должны выполняться в соответствии с Приложениями N1 и N2 к настоящему Контракту, которые являются неотъемлемой его частью, а Заказчик обязуется оплатить 2024-30046 7 выполненные работы.". Кроме того, в п.5.1.8.1 проекта контракта определены срок исполнения обязательств, а именно: "Выполнять работы и выдать Получателям изделия в срок не более 60 (шестидесяти) календарных дней со дня обращения Получателя с Направлением Заказчика к Исполнителю.". 10.
Согласно п. 21 ст. 42 Закона о контрактной системе дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день.
Согласно информация о процедуре закупки срок окончания подачи заявок установлен - 15.12.2023 09:00 (МСК) (пятница). Комиссией Управления установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме также указано, что дата и время окончания срока подачи заявок 15.12.2023 09:00. 11.
Согласно ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 ст. 34 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления отмечает, что п 10.12. проекта контракта установлено, что в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций Исполнитель обязан предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее 1 месяца с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Таким образом, Комиссией Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на приобретение работ в пользу граждан в целях их социального обеспечения (изготовление ортопедической обуви в 2024 году) (реестровый N0273100000623000240) отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30046 8
РЕШИЛА:
В действиях ОСФР по г. Москве и Московской области при проведении закупочной процедуры N 0273100000623000240 нарушений положений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-30046
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июня 2024 г. N 077/06/99-8455/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024