Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителя: ГБУЗ "ДГП N 145 ДЗМ": Кириллова С.А. (по доверенности от 28.06.2024 N01-832-2024); в отсутствие представителей ООО "РЕМСТРОЙ", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 145 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию аппаратов очистки воды с заменой картриджей для нужд ГБУЗ "ДГП N 145 ДЗМ" в 2024 году (Закупка N 0373000000324000038) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-30172 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством единой информационной системы. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки характеристик товара, страны происхождения товара, товарного знака, документов о соответствии товаров требованиям законодательства, однако, объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона выступает "Оказание услуг по техническому обслуживанию аппаратов очистки воды с заменой картриджей для нужд ГБУЗ "ДГП N 145 ДЗМ"в 2024 году", при этом исходя из положений Технического задания, проекта государственного контракта и сметного расчета не следует, что в рамках контракта предусмотрена поставка товара и не определен порядок приемки товаров. При этом Заявитель также указывает, что Заказчиком в Техническом задании указаны конкретные товарные знаки продукции, что позволяет участникам закупки выразить исключительно согласие на условия извещения и не предоставлять в составе заявки конкретные характеристики товаров.
Также Заказчиком не конкретизированы документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимые к представлению в составе заявки на участие в закупке.
В силу п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: 2024-30172 3 а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с 2024-30172 4 общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения запрос котировоков и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системы требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч. 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системы, не допускается. На заседании Комиссии Управления установлено, что в Информационной карте, размещенной в составе извещения, Заказчиком установлено, что на участие в закупке заявка должна содержать информацию и документы, в том числе: "4.
Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе 5. Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе 6. Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги 2024-30172 5 требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
7. Товарный знак (при наличии).
8. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при оказании услуг будет происходить обслуживание оборудования находящегося на гарантийном обслуживании, в связи с чем Заказчиком установлены требования к составу заявки о предоставлении характеристик товаров конкретных производителей.
Таким образом, по мнению Заказчика, требования к составу заявки не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Комиссия Управления отмечает, что положения ст.33 Закона о контрактной системе позволяют описывать Заказчику как требования к поставляемым товарам, так и требования к используемым при оказании услуг товарам, однако в п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе однозначно определено, что информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что наличие в перечне требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке указания на необходимость предоставления определенной информации, в то время как, фактически, предоставление установленной в таких положениях информации не требуется в составе заявки на участие в закупке, равно как и установление требования о необходимости предоставления информации, которое применяется в зависимости от исполнения определенных условий, указанных в извещении об осуществлении закупки, отсутствие конкретизации запрашиваемых в составе заявки на участие документов, свидетельствует о нарушении Заказчиком положения Закона о 2024-30172 6 контрактной системе при формирования требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, так как не позволяет участникам закупки однозначным образом определить сведения, необходимые к представлению в составе заявке на участие в закупке, без осуществления дополнительного поиска в составе извещения условий применения требования, что, в свою очередь, может повлечь за собой введение участников закупочной процедуры в заблуждение и отклонение заявок таких участников закупки. Комиссия Управления отмечает, что положения извещения, Технического задания и проекта государственного контракта не содержит указания на поставку товаров в рамках оказания услуг. При этом положения п.10 Технического задания, регламентирующие оказываемые услуги и оборудование, в том числе описывает характеристики комплектующих, которые будут использоваться при оказании услуг.
В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках данной закупочной процедуры поставка товаров не осуществляется, сведения об иных товарах, которые могут быть квалифицированы как поставляемые, в составе извещения не размещены, ввиду чего оспариваемые требования к составу заявки на участие в закупки установлены Заказчиком неправомерно.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
В составе жалобы Заявитель также указывает, что в соответствии с Техническим заданием установлены противоречивые сроки оказания услуг. Так, согласно п. 7.8 Технического задания Услуги должны оказываться Исполнителем 2 раза в год: первое обслуживание производится в течение 15-ти календарных дней с момента заключения контракта, второе обслуживание производится через 6 месяцев, после проведения 1-ого обслуживания, в течение 15- календарных дней. Одновременно с эти в п.10 Технического задания предусмотрено следующее: Наименование услуг Периодичность 1. Диагностика и настройка Диагностика и настройка системы охлаждения: тестирование компрессора, проверка исправности 1 раз в 3 месяца работы датчиков, герметичности соединений 2024-30172 7 трубок. Диагностика и настройка систем нагрева: тестирование автоматики, проверка работы нагревательного элемента, настройка датчиков. Диагностика и настройка систем нагрева: 1 раз в 3 месяца тестирование автоматики, проверка работы нагревательного элемента, настройка датчиков.
Проверка герметичности мест соединений и трубок 1 раз в 3 месяца внутреннего устройства пурифайера под давлением Настройка режимов и функций. 1 раз в 3 месяца Замена осадочного фильтра 1 раз в 3 месяца Замена угольного фильтра 1 раз в 3 месяца Замена мембранного фильтра 1 раз в 6 месяцев Замена УФ лампы 1 раз в 6 месяцев Замена угольного пост-фильтра 1 раз в 6 месяцев Обработка всех внутренних резервуаров для воды 1 раз в 3 месяца специальным обеззараживающим и дезинфекционным средством * Обработка внутренней системы соединений и 1 раз в 3 месяца трубок в оборудовании, каплесборника и других деталей, контактирующих с водой специальным обеззараживающим и дезинфекционным средством. Технический осмотр системы фильтрации на 1 раз в 3 месяца предмет герметичности соединений шлангов и фитингов. Обработка бака горячей воды и нагревательного 1 раз в 3 месяца тена спецсредством для удаления известковых отложений (накипи) При этом согласно п.4 Технического задания сроки оказания услуг: с 15.07.2024 по 31.12.2024.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление указанных сроков оказания услуг подобным образом. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что положения п.7.8 и п.10 Технического задания носят противоречивый характер относительно сроков оказания услуг. Так, в одном случае услуги должны оказываться Исполнителем 2 раза в год, в другом часть услуг оказывается 1 раз в 3 месяца, при этом с учетом общего срока оказания услуг с 15.07.2024 по 31.12.2024 не представляется возможным исполнить требование о начале оказания услуг спустя 6 месяцев во второй раз за год.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также 2024-30172 8 свидетельствует о наличии в действиях комиссии Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" на действия ГБУЗ "ДГП N 145 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Кутейников М.О. Мацнева Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-30172
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2024 г. N 077/06/106-8774/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024