Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: ГЦМСИР: Ю.М. Шиповой (доверенность от 15.01.2024 N11), ИП Завгородняя В.Р.: В.Ю. Гусейновой (доверенность от 17.01.2023 N1), рассмотрев жалобы ИП Завгородняя В.Р. (далее - Заявитель) на действия ГЦМСИР (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений ГЦМСИР в 2024-2025 гг. (Закупка N 0373100109124000016) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-30387 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупок в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1.В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с Техническим заданием установлены следующие неправомерные требования: "8.
Требования к санитарному содержанию и уборке помещений.
Проверка качества уборки может производиться как в присутствии уполномоченного представителя Исполнителя, так и без него". Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона от 11.06.2024 N0373100109124000016 объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений ГЦМСИР в 2024-2025 гг.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В составе жалобы Заявитель указывает, что согласно разделу 13 Технического задания установлено требование о соответствии нормативным документам, в 2024-30387 3 частности ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги"" (далее-ГОСТ Р 51870-2014).
Согласно ГОСТ Р 51870-2014 установлено следующее: "Настоящий стандарт устанавливает общие технические условия к предоставлению услуг профессиональной уборки - клининговых услуг на объектах недвижимости, территориях, транспортных средствах, а также требования безопасности клининговых услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды. 3.2 услуги профессиональной уборки - клининговые услуги: Деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг".
3.2. услуги профессиональной уборки - клининговые услуги: Деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг.
5.5. На прилегающих (дворовых, заводских) территориях применяют сухую и мокрую уборки. В зависимости от погодных условий уборка территорий включает в себя: удаление снега и наледи, применение противогололедных материалов (ПГМ), поливку дорожных покрытий, мойку цоколей, сбор и перемещение твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) к местам складирования и контейнерам, мойку тротуаров, поливку и/или кошение газонов, первичную сортировку ТБО. 10.2.
Качество уборки для объектов в целом и/или отдельных помещений определяют в соответствии с методикой контроля уровня качества профессиональной уборки (см. Приложение А). Приложение А. 3.2.
Контроль качества оказываемых услуг уборки проводят:
- персонал, оказывающий услуги, для самооценки своей работы после ее завершения;
- персонал с руководством исполнителя (поставщика) услуг совместно или отдельно от представителей потребителя;
- представитель потребителя услуг совместно с компетентным представителем исполнителя (поставщика) услуги". Так, Заявитель указывает, что ГОСТ Р 51870-2014 предоставляет 3 варианта проведения контроля качества по составу участников контроля, при этом ни один из таких вариантов не допускает проведение одностороннего контроля заказчиком (потребителем) без участия исполнителя. При этом исполнитель вправе осуществлять контроль отдельно от заказчика (потребителя).
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на 2024-30387 4 жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно разделу 8 Технического задания Заказчик имеет право в любое время проверять ход и качество оказываемых Исполнителем услуг.
Проверка качества уборки может производиться как в присутствие уполномоченного представителя Исполнителя, так и без него. Указанное выше право Заказчика относится к ежедневному контролю качества оказания услуг Исполнителем и не касается приемки оказанных услуг по результатам календарного месяца. Кроме того, оказание услуг производится по нескольким адресам Заказчика, а ответственный представитель Исполнителя не может одновременно находиться в разных местах оказания услуг и присутствовать вместе с лицами Заказчика для контроля за ходом исполнения Контракта. В случае ненадлежащего оказания услуг в день оказания услуг, составляется Акт о выявленных недостатках или претензия по качеству оказанных услуг. К акту о выявленных недостатках могут прикладываться фотографии выявленных недостатков.
Согласно п. 4.3.1.1. проекта Контракта исполнитель или его уполномоченный представитель обязан в случае обнаружения несвоевременного или некачественного оказания услуг по настоящему Контракту по вызову Заказчика явиться в срок не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления Заказчика для составления и подписания двухстороннего Акта. Замечания, указанные в Акте, не устраненные в указанные сроки рассматриваются как неоказанные услуги. Акт подписывается надлежащим образом уполномоченными представителями Сторон. Исполнитель своими силами и без увеличения стоимости услуг по Контракту обязан в установленный Заказчиком срок устранить замечания для обеспечения надлежащего качества и состава оказанных услуг. Кроме того, Методика контроля качества профессиональной уборки - клининговых услуг, указанная в Приложении А ГОСТ Р 51870-2014, на которую ссылается Заявитель, носит справочный характер, и обязательной для Заказчика не является.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе право представления информации и документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, представлено подателю жалобы, однако на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является 2024-30387 5 необоснованным.
2.В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с Техническим заданием установлены следующие неправомерные требования: "Заказчик имеет право отстранить от оказания услуг на объектах Заказчика работника Исполнителя, отказать ему в допуске на территорию объектов без объяснения причин". Так, Заявитель указывает, что спорное требование может заведомо использоваться в качестве воспрепятствования в оказании услуг и ставит возможность оказания услуг исполнителем в зависимость напрямую от волеизъявления заказчика. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что спорное требование установлено из-за особенностей деятельности учреждения, а именно перекрытие музея сотрудниками ФСО или ФСБ, в связи с проведением особых мероприятий, посещением первыми лицами государства, о которых Заказчик не вправе разглашать информацию. Об отстранении от оказания услуг и отказе в допуске на территорию работника Исполнителя Заказчик обязан сообщить об этом уполномоченному представителю Исполнителя.
Таким образом, реализация данного права Заказчика не является вмешательством в хозяйственную деятельность Исполнителя. Право Заказчика отстранять работника Исполнителя без объяснения причин не относится к требованиям или указаниям, влекущим за собой ограничение количества участников закупки. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные пояснения Заказчика не следуют из положений извещения об осуществления закупки, в том числе Технического задания.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2024 NИЭА1 на участие в аукционе подано 19 заявок, 18 из которых признаны соответствующими, при этом снижение составило 37,50 %, что также свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30387 6
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Завгородняя В.Р. на действия ГЦМСИР обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: Э.З. Гугава А.И. Рахматуллаев Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-30387
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июня 2024 г. N 077/06/106-8522/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024