Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Cпециалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: ООО "ТРИУМФ": Степаненко В.Н. (п доверенности N б/н от 01.02.20222); Российского института театрального искусства - ГИТИС: Выставкиной О.В. (по доверенности N 7 от 05.03.2024); рассмотрев жалобы ООО "ТРИУМФ" (далее - Заявитель) на действия Российского института театрального искусства - ГИТИС (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по уборке и содержанию прилегающей территории и внутренних помещений Российского института театрального искусства - ГИТИС (Закупки NN 0373100114924000011, 0373100114924000012) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-30116 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных аукционов. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно доводам жалоб положения извещений об осуществлении закупок и Технических заданий содержат противоречия в части описания объекта закупки, что вводит в заблуждение и препятствует формированию и подаче заявки на участие в закупке. Кроме того в составе жалоб Заявитель указывает, что требования к содержанию, составу заявки составлены некорректным образом, так как Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявок характеристик и страны происхождения товаров Так, в структурированной форме извещения об осуществлении закупки установлены требования к оказанию услуг по уборке и содержанию прилегающей территории и внутренних помещений в здании по адресу:
г. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 2., а также в составе Технического задания Заказчиком установлены требования к расходным материалам, применяемым для уборки: Туалетная бумага; Бумажные полотенца листовые; Бумажные полотенца в рулонах, однако, по мнению Заявителя, извещение и Техническое задание не содержит порядок приема- передачи и постановку на баланс данных товаров.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2024-30116 3 г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в составе Технического задания установлен перечень объектов закупки, который включает в себя оказание услуг по уборке и содержанию прилегающей территории и внутренних помещений Российского института театрального искусства - ГИТИС.
Также Комиссией Управления установлено, что согласно п. 8. Требования к расходным материалам, применяемым для уборки:
1. Туалетная бумага ширина рулона: 90 мм; длина должна быть 40+/-2 м; плотность бумаги 32 - 36 г/м2; из 100% целлюлозы, с тиснением, с перфорацией.
2. Бумажные полотенца листовые размер листа в развернутом виде: 23х23см; размер листа в сложенном виде: 11,5х23см; количество листов в пачке: 250шт; размеры пачки: 23х11,5х10см; 2024-30116 4 количество слоев: один; цвет: белый; из 100% целлюлозы.
3. Бумажные полотенца в рулонах рулон с центральной вытяжкой; ширина рулона: 21,5 см; длина рулона полотенец: не менее 75-м+/-2 м; ; диаметр рулона: 14 см; количество слоев: 2; цвет: белый; из 100% целлюлозы. При этом Комиссия Управления отмечает, что согласно п. 1. "Предмет Контракта" проекта контракта, установлено, в том числе, следующее положение:
1.1. Предметом Контракта является "Оказание услуг по уборке и содержанию прилегающей территории и внутренних помещений в здании по адресу:
г. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 2" на условиях, предусмотренных Контрактом и Приложением N 1 к Контракту.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения аукционов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно Приложению N1 к Извещению об электронных аукционах Заказчиком, в том числе, содержатся следующие положения: 2024-30116 5 "б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Федеральным законом N44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ - не установлено;
о) документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федерального закона N44-ФЗ;
- в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг - в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ не установлено. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
3) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Федеральным законом N44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, 2024-30116 6 в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.". Кроме того в составе Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке отражено, что при предоставлении сведений под конкретными показателями и показателями эквивалентности понимаются характеристики поставляемого товара(ов), или товара(ов) используемого при выполнении работ или оказании услуг.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Технических заданиях имеется условие о том, что перечень образцов туалетной бумаги, бумажных полотенец (листовых и в рулонах), кускового и жидкого мыла, а также аэрозольных освежителей воздуха Исполнитель согласовывает с представителем Заказчика в течении трех суток с момента начала оказания Услуг.
Таким образом в составе Технических заданий отсутствует товар необходимый к поставке, как самостоятельный объект закупки. В связи с чем дополнительно предоставлять сведения о наименовании и технических характеристиках поставляемого товара в составе заявки Заказчик не требует. Вместе с тем Комиссия Управления, рассмотрев положения Технического задания, отмечает, что услуги, предусмотренные предметом контракта, оказываются на основании положений Технического задания. При этом Техническое задание описывает требования к расходным материалам, применяемым для уборки с установленными характеристиками. Комиссия Управления приходит к выводу, что с учетом того, что услуги выполняются на основании Технического задания, указание на поставку товаров может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки. При этом Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком при описании объекта закупки, а именно в Приложениях N1 к Извещениям об электронных аукционах содержатся требования к составу заявки, как при оказании услуг, так и при поставке товара, например: наименование страны происхождения товара, информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу). С учетом изложенного, к участникам закупки неправомерно предъявлены 2024-30116 7 требования о предоставлении в составе заявки наименование страны происхождения товара, информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ товаров Туалетная бумага, Бумажные полотенца листовые, Бумажные полотенца в рулонах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях комиссии Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30116 8
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ТРИУМФ" на действия Российского института театрального искусства - ГИТИС обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: М.О. Мацнева О.А. Челнова Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-30116
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июня 2024 г. N 077/06/106-8798/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024