Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, И.А. Полякова - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУ "Ритуал": Н.В. Федоровой (доверенность N01- 18/747 от 07.07.2023), С.В. Пинчук (доверенность N01-18/376 от 12.03.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "Сантехстрой": И.В. Наумовой (доверенность N б/н от 23.06.2024), рассмотрев обращение ГБУ "Ритуал" о включении сведений об ООО "Сантехстрой" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-29798 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Ритуал" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Сантехстрой" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку полимерных труб и фитингов (реестровый N0373200657323000308). 27.11.2023 между Заказчиком и ООО "Сантехстрой" заключен государственный контракт N0373200657323000308-44/2023 (реестровый N2774309622423000305) на поставку полимерных труб и фитингов (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 11.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "Сантехстрой" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) 2024-29798 3 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 11.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: c 1-го по 20-й календарный день c даты заключения Контракта. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что по состоянию на 19.12.2023 Исполнитель товар в адрес Заказчика не поставил. В связи с неисполнением обязательств по Контракту Заказчик направил в адрес Исполнителя претензионное письмо N28-13/549 от 19.12.2023.
Впоследствии Исполнитель с нарушением сроков установленных Контрактом, осуществил частичную поставку Товара, что подтверждено УПД N3 от 17.01.2024, УПД N208 (испр. N1) от 06.02.2024, УПД N2 от 01.03.2024, УПД N352 (испр. N2) от 19.04.2024, УПД 5 (испр. N1) от 06.02.2024, УПД N188 (испр. N2) от 09.04.2024, УПД N8 (испр. N1) от 06.02.2024 г, УПД N1620 от 24.04.2024 г, УПД N 186 (испр. N1) от 14.02.2024 г, УПД N7 (испр. N3) от 09.04.2024 г, УПД N 21 от 08.02.2024 на сумму 914 292 руб. 96 коп. 14.05.2024 в адрес Заказчика от Исполнителя поступило письмо N 756 об отсутствии возможности поставить трубу напорную из полиэтилена (позиция 53 Перечня поставляемого товара, Приложения N 2 к Техническому заданию) в количестве 2500 метров. 29.05.2024 Заказчик в информационном письме N 28-10/257 уведомил Исполнителя о необходимости произвести поставку Товара в полном объеме, согласно принятых обязательств по Контракту. Однако, Исполнитель поставку Товара не произвел, требование Заказчика не исполнил. Пунктом 5.4.1 Контракта установлено, что Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить товары в соответствии с условиями Контракта и выполнить сопутствующие работы, услуги в соответствии с требованиями Технического задания. В связи с нарушением сроков исполнения обязательств Исполнителем Заказчиком направлялись требования: N 28-10/14 от 17.01.2024, N 28-10/72 от 14.02.2024, N 28-10/77 от 19.02.2024, N 28-10/88 от 22.02.2024, N 28-10/122 от 2024-29798 4 12.03.2024, N 28-10/188 от 18.04.2024, N 28-10/206 от 26.04.2024, N28-10/213 от 02.05.2024, N 28-10/249 от 23.05.2024.
Согласно акту взаимных расчетов N0000-000545 от 03.06.2024, Исполнителем исполнены обязательства на сумму 914 292, 96 руб.
Таким образом, Исполнителем не исполнены обязательства на сумму 473 125,00 руб. Представитель Общества на заседании Комиссии Управления пояснил, что Исполнитель своевременно приступило к исполнению Контракта. Исполнитель осуществил частичную поставку Товара по 11 адресам включая Перепечинское кладбище, куда была осуществлена поставка всего перечня товара за исключением позиции N 53 "Труба напорная из полиэтилена", что подтверждается: УПД N8 от 13.01.2024 г, УПД N208 (исп1) от 06.02.2024, УПД N2 от 01.03.2024, УПД N352 (исп 2) от 19.04.2024, УПД 5 (исп1) от 06.02.2024, УПД N188 (исп2) от 09.04.2024, УПД N8 (исп1) от 06.02.2024 г,УПД N1620 от 24.04.2024 г, УПД N 186 (исп1) от 14.02.2024 г, УПД N7 (исп3) от 09.04.2024 г, УПД N 21 от 08.02.2024.
В процессе исполнения Контракта Исполнителем выявлено, что труба напорная из полиэтилена (позиция 53 Перечня поставляемого товара, Приложения N 2 к Техническому заданию) в количестве 2500 метров отсутствует на Российском рынке и не производится ни одним производителем на Российском рынке как в рамках серийного производства, так и под заказ, в связи с конструктивными особенностями, которые не позволяют произвести данный товар.
На основании вышеизложенного, Исполнителем в адрес Заказчика были направлены письма с приложениями ответов на запрос о невозможности поставки данной трубы исх.358 от 14.02.2024 года, исх. N 756 от 14.05.2024 года, исх. N 371 от 30.05.2024. 07.06.2024 Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо исх.565 от 07.06.2024 с просьбой согласовать поставку товара с улучшенными характеристиками: к поставке предлагалась аналогичная труба, но имеющая большее рабочее давление и большую толщину стенки. Ответа от Заказчика на данное письмо Исполнителем не получено. 14.06.2024 Исполнителем в адрес Заказчика повторно направлено письмо исх. 488 от 14.06.2024 с просьбой согласовать поставку товара с улучшенными характеристиками: к поставке предлагалась аналогичная труба, но имеющая большее рабочее давление и большую толщину стенки. Возражений на данное письмо от Заказчика не поступило. Принимая во внимание, что от Заказчика не поступил отказ от согласования поставки товара с улучшенными характеристиками, Исполнителем был закуплен товар и направлено уведомление в адрес заказчика о поставке товара 19.06.2024. 19.06.2024 товар поставлен Исполнителем в адрес Заказчика. Однако со стороны Заказчика не организована приемка товара. 19.06.2024 Исполнителем в адрес Заказчика по электронной почте направлено требование исх.493 от 19.06.2024 принять товар. Однако данное письмо осталось без рассмотрения. На телефонные звонки также никто не ответил. Товар Исполнитель вез напрямую от своего постоянного поставщика ООО "Сантехкомплект", который уведомил Исполнителя о том, что по счет-фактуре 2024-29798 5 6772793 от 19.06.2024 при осуществлении поставки товара по адресу в заявке: Перепечинское кладбище МО, Солнечногорский р-н, с.п. Луневское, д. Перепечино, в приемке товара было отказано сотрудником Заказчика. 19.06.2024 Исполнитель повторно направил в адрес Заказчика уведомление исх. 496 от 19.06.2024 о поставке товара 21.06.2024, осуществил поставку товара в адрес Заказчика в полном объеме. Однако Заказчик не принял товар от грузоперевозчика и не обеспечил его сохранность. 21.06.2024 в адрес Заказчика по электронной почте направлено требование исх.500 от 21.06.2024 принять товар. Однако данное письмо осталось без рассмотрения. 21.06.2024, в адрес заказчика направлена претензия с требованием отменить решение об одностороннем отказе от приемки товаров и принять предлагаемый к поставке товар.
В силу пункта 4.9 Контракта Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней рассматривает результаты и осуществляет приемку поставленных товаров (и сопутствующих услуг) по Контракту на предмет соответствия их количеству, качеству и иным требованиям, изложенным в Контракте и Техническом задании, и Заказчик направляет Поставщику подписанный Заказчиком УКЭП электронный структурированный Документ о приемке, либо мотивированный отказ от принятия поставленных товаров (и сопутствующих услуг). В случае получения мотивированного отказа от Заказчика Поставщик устраняет причины, указанные в таком мотивированном отказе в срок не более 7 (семи) календарных дней, и представляет Заказчику электронный структурированный Документ о приемке повторно. Между тем, Заказчик отказался принимать товар в период действия Контракта. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы и портала поставщиков Исполнителем заключено и исполнено более 3 800 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Общество ранее выполняло аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к 2024-29798 6 исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. 2024-29798 7 Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Ритуал" во включении сведений в отношении ООО "Сантехстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-29798
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2024 г. N 077/10/104-8441/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024