Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФГБУ "РНЦРР" Минздрава России: Ю.И. Димитриевой (по дов. N 9 от 02.11.2023), В.Б. Ким (по дов. N 10 от 18.11.2023), ИП Абдамитов А.А.: В.В. Мацькова (по дов. N б/н от 03.10.2023), Н.И. Витык (по дов. N б/н от 29.09.2023), рассмотрев жалобу ИП Абдамитов А.А. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РНЦРР" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий (Закупка N 0373100032624000211) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-30363 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с 2024-30363 3 законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. По мнению Заявителя, совокупности установленных параметров к закупаемым товарам по п. "Набор для клипирования бедренной артерии" соответствуют товары единственного производителя, а именно: "Exoseal - Cordis Corporation" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2011/09183, при этом ограничивающей к поставке товара иного производителя является следующая характеристика: "Срок годности на момент поставки не менее: 10 месяцев".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупаемым товарам по п. "Набор для клипирования бедренной артерии" с установленными Заказчиком требованиями соответствуют товары нескольких производителей, помимо указанного в жалобе, в частности: "Устройство Angio-Seal VIP - Terumo Corporation" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2008/02324.
Также представитель Заказчика добавил, что на основании письма от 24.05.2024 ООО "Кордис Медикал Раша", являющегося уполномоченным представителем компании "Кордис Ю-Эс Корп.", ("Кордис Корпорейшн") минимальный остаточный срок годности при аллокировании устройства для закрытия места пункции сосудов EXOSEAL, размеры 5F, 6F, 7F (РУ N ФСЗ 2011/09183) составляет не менее 380 дней. Кроме того, 21.06.2024 Заказчиком получен запрос разъяснений положений извещения с просьбой снизить срок годности товара до 6 месяцев на момент поставки, с приложением письма производителя Terumo Corporation, ввиду чего 24.06.2024 Заказчик в ответе на запрос указал, что на момент размещения ответа на запрос у Заказчика нет возможности внести изменения в закупку, однако Заказчик 2024-30363 4 также пояснил, что допускается поставка товара со сроком годности не менее 7 месяцев на момент поставки.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что "Устройство Angio-Seal VIP - Terumo Corporation" (ФСЗ 2008/02324) не соответствует требованиям описания объекта закупки, поскольку при ввозе на территорию Российской Федерации изделие имеет срок годности не более 6 месяцев ввиду длинного логистического пути, а также большого срока, уходящего на изготовление лицензии BIS для товаров, произведенных в США, что также подтверждается имеющимися у Заявителя письмами которые представлены им в рамках рассмотрения жалобы. Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не представлено каких-либо иных документов и сведений, подтверждающих факт присутствия на рынке продукции иных производителей, помимо производителя "Exoseal - Cordis Corporation" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2011/09183 соответствующих совокупности всех установленных в описании объекта закупки требований, в том числе и требованию к остаточному сроку годности. Вместе с тем, ст.33 Закона о контрактной систем содержит в себе закрытый перечень случаев, когда Заказчик в праве закупать товары конкретного производителя, во всех остальных случаях, совокупности всех требований извещения, в том числе и всем требованиям описания объекта закупки, должны соответствовать товары как минимум двух различных производителей. Комиссия Управления также отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе. На основе вышеизложенного, с учетом имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований извещения об осуществлении закупки, что 2024-30363 5 содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. Комиссией Управления установлено, что 24.06.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от NРИ1 со следующим содержанием: "ЗАПРОС: Техническое задание сформировано таким образом, что заявку можно подать с изделием Angio-Seal VIP - Terumo Corporation (ФСЗ 2008/02324).
Совокупность параметров не позволяет подать заявку с изделиями других производителей, а именно: Однако требования к сроку годности не позволяют удовлетворить установленные требования с данным изделием. 2024-30363 6 Изделие Angio-Seal VIP - Terumo Corporation (ФСЗ 2008/02324) при ввозе на территорию РФ имеет срок годности не более 8 месяцев. Данная информация неоднократно подтверждалась письмом официального дистрибьютора на территории РФ.
Также следует отметить, что в настоящий момент изделие Angio-Seal VIP происходит из США. После введения очередного пакета санкций от 19.05.2023 года, для обращения в РФ товар должен иметь лицензию от BIS, на получение которой уходит еще около 6 недель. Письмом ООО "Терумо Рус" были извещены участники рынка. 2024-30363 7 В связи с этими обстоятельствами, просим снизить срок годности до формулировки - не менее 6 месяцев для Медицинских изделий со сроком годности 12 месяцев; ОТВЕТ: На запрос от 21.06.2024 г Заказчик разъясняет, так как на момент размещения ответа на запрос нет возможности внести изменения закупку, Заказчик допускает поставку товара со сроком годности не менее 7 месяцев на момент поставки".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений извещения изменили суть извещения об осуществлении закупки, поскольку данные разъяснения допускают поставку товара со сроком годности не менее 7 месяцев на момент поставки, что противоречит требованиям Технического задания.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, поскольку размещенные разъяснения положений аукционной документации изменяют суть извещения, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30363 8
Р Е Ш И Л А
:
1.Признать жалобу ИП Абдамитов А.А. на действия ФГБУ "РНЦРР" Минздрава России обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова Э.З. Гугава Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-30363
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2024 г. N 077/06/106-8575/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024