Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": Кондрашенкова Н.В. (доверенность N242/02-17 от 30.01.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "АНГИОТРЭК": Андрусенко С.П. (доверенность N2 от 21.06.2024), Деминой Д.А. (доверенность N1 от 26.06.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" о включении сведений об ООО "АНГИОТРЭК" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "АНГИОТРЭК" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, 2024-30174 2 заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту (замене) металлических входных дверей и окон ПВХ в ЦСО N1 и окон в помещении склада расположенных по адресу:
г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 8, стр. 7, ул. Авиамоторная, д. 8а (реестровый N0373100070623000167). 01.12.2023 между Заказчиком и ООО "АНГИОТРЭК" заключен государственный контракт N167ЭА44-2023 (реестровый N1772200082023000306) на выполнение работ по текущему ремонту (замене) металлических входных дверей и окон ПВХ в ЦСО N1 и окон в помещении склада расположенных по адресу:
г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 8, стр. 7, ул. Авиамоторная, д. 8а (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 11.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "АНГИОТРЭК" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 11.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. 2024-30174 3 Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. п. 1.1.1 Контракта основные характеристики Работ: сроки выполнения Работ - в один этап в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты заключения Контракта. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что Исполнитель не выполнил свои обязательства по Контракту. 11.03.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо N758/02-17 посредством электронной почты с указанием на необходимость выполнения обязательств по Контракту, а также с уведомлением о применении к Исполнителю неустойки (пеней, штрафов). 29.03.2024 Исполнителем в адрес Заказчика предъявлены работы к приемке по Контракту. 24.04.2024 Заказчик в адрес Исполнителя посредством Единой информационной системе направил претензию N1370/02-17. 26.04.2024 Заказчиком было установлено неполное выполнение Исполнителем. Сумма выполненных работ составила 2 525 014,63 рублей, при этом сумма неисполненных обязательств по Контракту составила 209 853,66 рублей. По состоянию на 02.05.2024 Заказчиком оплачены выполненные и принятые работы. 24.05.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо N1732/02-17 посредством электронной почты с просьбой определения сроков для выполнения оставшихся обязательств Исполнителя по Контракту на сумму 209 853,66 рублей. Вместе с тем, по состоянию на 11.06.2024 Заказчиком со стороны Исполнителя ответ не получен, к выполнению работ Исполнитель не приступил. Представитель Исполнителя пояснил, что Исполнитель не уклонялся от выполнения Контракта и стремился осуществить его надлежащее исполнение. Исполнитель своевременно приступил к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом, однако непосредственно в ходе выполнения работ Заказчик попросил от Исполнителя произвести установку противопожарных дверей, не предусмотренных сметной документацией (металлические двери вместо остекленных). Руководствуясь пожеланиями Заказчика Исполнитель заказал металлические двери и приступил к их установке на объекте Заказчика, однако в последующем представитель Заказчика сообщил о том, что необходимо установить двери, предусмотренные сметой, в связи с чем Исполнитель снова заказал двери и приступил к их установке. В марте 2024 года ремонтные работы Исполенителем были завершены, о чем Исполнитель в Единой информационной системе разместил документы о приемке на сумму 2 734 868,29 рублей. Однако, Заказчиком без указания причин было отказано в их рассмотрении. 22.04.2024 Исполнитель повторно опубликовал в Единой информационной смстеме документы о приемке на сумму 2 734 868,29 рублей, однако Заказчиком данные документы подписаны не были. Представитель Исполнителя дополнительно пояснил, что в мотивированном отказе от подписания документов о приемке работ Заказчик не указал на какие-либо недостатки выполненных работ. 26.04.2024 Подрядчик повторно опубликовал в Единой инфомационной системе документы о приемке на сумму 2 525 014,63 рублей с учетом требований Заказчика, отраженных в мотивированном отказе от 26.04.2024. 26.04.2024, Заказчик подписал документы о приемке на сумму 2 525 014,63 рублей. В акте о приемке выполненных работ N1 от 26.04.2024 Заказчик указал, что работы выполнены в объеме согласно актам выполненных работ (КС-2) N 1, N 2 от 29.03.2024.
Качество работ соответствовало 2024-30174 4 условиям Контракта. При этом, каких-либо замечаний относительно объема или качества выполненных работ от Заказчика в адрес Исполнителя не поступило. Ознакомившись с пояснениями и представленными к материалам дела документами и сведениями, Комиссия Управления пришла к выводу о свершении Исполнителем всех необходимых действий, направленных на исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые были установлены в Контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. 2024-30174 5 В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "АНГИОТРЭК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков С.Р. Гаришин Исп. Поляков И.А. 2024-30174
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2024 г. N 077/10/104-8846/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024