Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи), при участии представителей: ООО "СТК ГРУПП": А.М. Игнатова (по доверенности от 10.01.2024 N01/02-888), ГБУ "Автомобильные дороги ВАО": А.А. Савина (по доверенности от 22.01.2024 N08-228/24), ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО": Г.З. Мангосарова (по доверенности от 15.11..2023 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "СТК ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ВАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку фронтального экскаватора-погрузчика для нужд ГБУ "Автомобильные дороги ВАО" (Закупка N 0373200006224000732) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О 2024-30817 2 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком неправомерно не установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616), поскольку объектом закупочной процедуры является экскаватор-погрузчик, который, исходя из требований извещения об осуществлении закупки, относится к коду ОКПД2 28.92.27.110 "Экскаваторы многоковшовые самоходные"/коду ОКПД2 28.92.27.119 "Экскаваторы многоковшовые прочие", включенные в перечень Постановления N616.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными 2024-30817 3 нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что извещением об осуществлении закупки не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно Постановлению N616. П.1 Постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по Перечню.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и 2024-30817 4 ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пп. "д" п. 10, п. 12 Правил формирования КТРУ код ОКПД2 учитывается в коде позиции каталога и включается в справочную информацию, содержащуюся в позиции каталога. Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является поставка экскаваторов-погрузчиков, при этом Заказчиком выбрана позиция КТРУ 28.92.20.000-00000007 "Экскаватор", согласно справочной информации которого данную позицию КТРУ описывают следующие коды общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2):
- 28.92.26.110: "Экскаваторы самоходные одноковшовые" - 28.92.27.110: "Экскаваторы многоковшовые самоходные" - 28.92.2: "Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)" - 28.92.27.119: "Экскаваторы многоковшовые прочие". При этом коды 28.92.26.110, 28.92.27.110, 28.92.27.119 входят в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск в соответствии с постановлением N616. Комиссия Управления отмечает, что из совокупности положений извещения об осуществлении аукциона следует, что Заказчик закупает фронтальный экскаватор-погрузчик, при этом в выбранной позиции КТРУ предусмотрены коды ОКПД2, соответствующие предмету закупки, которые, в свою очередь, включены в перечень товаров, в отношении которых устанавливается запрет на допуск в соответствии с Постановлением N616.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в данном случае позиция объекта закупки стандартизирована, ввиду чего система ЕАИСТ автоматически устанавливает запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг. Ввиду чего представитель Заказчика приходит к выводу, что закупаемому товару соответствует исключительно код ОКПД2 28.92.2 "Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, 2024-30817 5 трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)". При этом Заказчик указал, что Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку присвоения определенного кода ОКПД2.
Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Таким образом, представитель Заказчика приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом сформировано извещение об осуществлении закупки. Вместе с тем Комиссией Управления обращено внимание Заказчика, что согласно описанию объекта закупки Заказчиком закупается экскаватор, в том числе, со следующим требованием: "Тип экскаватора: Экскаватор двухковшовый", ввиду чего наиболее конкретизированными кодами ОКПД2 для закупаемого товара являются коды ОКПД2 28.92.27.110 "Экскаваторы многоковшовые самоходные", 28.92.27.119 "Экскаваторы многоковшовые прочие". В свою очередь, представитель Заказчика затруднился пояснить ввиду чего описанному товару соответствует исключительно групповой код ОКПД2 28.92.2 "Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)", в то время как позицией КТРУ предусмотрены коды ОКПД2 наиболее соответствующие специфики и наименованию закупаемого экскаватора. Более того, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено пояснений, документов и сведений, указывающих на то, что товары, включенные в перечень, установленный Постановлением N616, не являются объектом закупочной процедуры.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчику следовало установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N616.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30817 6
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТК ГРУПП" на действия ГБУ "Автомобильные дороги ВАО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: М.О. Мацнева М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-30817
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2024 г. N 077/06/106-8573/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024