Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела об- жалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУ Геронтологический Центр "Левобережный": О.В. Коротковой (по доверенности от 28.05.2024 Nб/н), ООО "Медсервис": А.В. Белокосова (по доверенности от 26.06.2024 N15), рассмотрев жалобу ООО "Медсервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУ Геронтологический Центр "Левобережный" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку губок (рукавичек) одноразовых для гигиенических процедур в 2024 - 2025 г.г. (Закупка N 0373200084524000047) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной систем), 2024-30852 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в описании объекта закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с 2024-30852 3 законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, ст.33 Закона о контрактной систем содержит в себе закрытый перечень случаев, когда Заказчик в праве закупать товары конкретного производителя, во всех остальных случаях, совокупности всех требований извещения, в том числе и всем требованиям описания объекта закупки, должны соответствовать товары как минимум двух различных производителей.
Согласно доводам Заявителя в нарушение требований ст.33 Закона о контрактной системе совокупности установленным Заказчиком требований к закупаемым товарам описания объектов закупки "Губка для мытья тела адаптационная" позиции КТРУ 32.50.50.190-00001403 соответствует товар единственного производителя рукавицы влажные производства "MedOffice Sa\x{011f}l\x{0131}k End\x{00fc}stri A\x{015e}.", страной происхождения товара Турция. При этом ограничивающими требованиями к поставке товаров иных производителей являются: "Длина: 21.5 и
22; Ширина:
14.5 и
15; Технические характеристики: Тип: рукавица одноразовая влажная". Более того, в обоснование своей позиции о формировании неправомерного описания объекта закупки Заявитель указывает, что ранее участниками закупки были направлены запросы на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, по результатам которого, в частности, получены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 24.06.2024
РИ7.
По мнению подателя жалобы, в разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки от 24.06.2024 NРИ7 Заказчик указывает на три варианта рукавиц, которые соответствуют установленным требованиям описания объекта закупки, в том числе, рукавицы производителей ООО ПК "Гермес", "МАНИДЕРМ", "МедТрейд". Вместе с тем, Заявителем был проведен анализ указанных рукавиц, по результатам которого установлено, что невозможно предложить к поставке товары ООО ПК "Гермес", "МАНИДЕРМ", "МедТрейд", поскольку они не соответствуют 2024-30852 4 размерам, требуемым Заказчикам. Так, размер рукавиц ООО ПК "Гермес" составляет 16,5 х 25 см, размер рукавиц "МАНИДЕРМ" составляет 14 х 23,5 см, что не соответствует требованиям к ширине и длине изделия. В свою очередь, как отмечено в жалобе, рукавицы "МедТрейд" отсутствуют в свободной продаже, ввиду чего невозможно установить соответствие характеристик рукавицы требованиям описания объекта закупки.
Таким образом, установленным требованиям описания объекта закупки соответствует исключительно рукавицы производства "MedOffice Sa\x{011f}l\x{0131}k End\x{00fc}stri A\x{015e}." как медицинского изделия.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик руководствовался возможностями системы ЕАИСТ и имеющимся в ней позициями КТРУ при описании закупаемых товаров. При этом установленным требованиям описания объектов закупки соответствуют товары нескольких производителей, а именно:
- "Изделия одноразовые для ухода за больными. Губки, пропитанные рН нейтральным мылом" регистрационного удостоверения N ФСЗ 2008/02506 от 11.03.2020.
Производитель "С.В. Медика, С.Л.", Испания;
- "Рукавицы гигиенические для ухода за пациентами AQUA" регистрационного удостоверения N ФСЗ 2008/02727 от 23.09.2008.
Производитель "ООО Клинис", Франция. Более того, представитель Заказчика акцентировал внимание Комиссии Управления, что в одних из разъяснений на запрос разъяснений Заказчик указал, что к поставке требуется изделие по уходу за лежачими больными.
В соответствии с Выпиской из протокола от 13.03.2024 заседаний Комиссии по выдаче заключений на запросы, связанные с обращением медицинских изделий, губки влажные для мытья тела не относятся к медицинским изделиям, в связи с отсутствием в назначении медицинской цели применения. На рынке представлен широчайший ассортимент уходовых рукавиц (губок) разного состава и размеров, не зарегистрированных как медицинские изделия. Ввиду того, что, по мнению Заказчика, идентифицировать их все не представляется возможным, то Заказчик правомерно
установил
требование о предоставлении при наличии регистрационного удостоверения на изделие.
Таким образом, представитель Заказчика приходит к выводу о формировании правомерного описания объекта закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Вместе с тем Комиссия Управления не может согласиться с позицией Заказчика, поскольку в соответствии с информацией, представленной в составе регистрационного удостоверения N ФСЗ 2008/02506 на сайте реестра медицинских изделий Росздравнадзора, размер предлагаемых Заказчиком рукавиц составляет 25x17 см, что не соответствует также установленным требованиям к ширине и длине 2024-30852 5 закупаемого медицинского изделия. В свою очередь, в составе регистрационного удостоверения N ФСЗ 2008/02727 на сайте реестра медицинских изделий Росздравнадзора отсутствует какая-либо информация, подтверждающая соответствие характеристик предлагаемого товара "ООО Клинис" требованиям описания объекта закупки. Иных доказательств представителем Заказчика не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком не представлено каких-либо документов и сведений, подтверждающих факт присутствия на рынке продукции иных производителей, помимо указанного Заявителем товара единственного производителя - рукавицы влажные производства "MedOffice Sa\x{011f}l\x{0131}k End\x{00fc}stri A\x{015e}.".
Более того, следуя пояснениям представителя Заказчика, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с ч.4 ст.38 Закона об основах охраны здоровья на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. П.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. С учетом изложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение. Комиссией Управления установлено, что предметом закупочной процедуры является закупка медицинских изделий "Губка для мытья тела адаптационная" с позицией КТРУ 32.50.50.190-00001403.
В соответствии с пп."в" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия 2024-30852 6 в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. Комиссией Управления также установлено, что в пп.6 п.13 Информационной карты аукциона, являющейся неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, установлено требование к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, следующим образом: "Предоставить копию РУ на каждое медицинское изделие или информацию, позволяющую комиссии по осуществлению закупок однозначно идентифицировать предлагаемое к поставке медицинское изделие (номер регистрационного удостоверения) (при наличии)". Как было изложено ранее, представитель Заказчика пояснил, что данные изделия на российском рынке товаров представлены как медицинские и не медицинские изделия, ввиду чего для расширения круга возможных товаров Заказчиком сформировано требование о предоставлении регистрационных удостоверений при наличии. Вместе с тем возражения Заказчика не могут быть приняты во внимание, поскольку при выбранной позиции КТРУ 32.50.50.190-00001403 Заказчика
установил
соответствие коду ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", который однозначно указывает на закупку товара медицинского назначения, оборот которого на территории Российской Федерации в силу норм законодательства в сфере здравоохранения возможен при наличии регистрационного удостоверения, что накладывает на Заказчика обязанность проверки наличия данного документа у участника закупки при рассмотрении его предложения, и, как следствие, установления соответствующего требования об обязательном предоставлении такого документа в составе заявок. При этом требования Заказчика позволяют участнику не предоставлять регистрационное удостоверение в случае его отсутствия и как следствие предложить к поставке незарегистрированное медицинское изделие.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, пп."в" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4, ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о 2024-30852 7 контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Медсервис" на действия ГБУ Геронтологический Центр "Левобережный" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 , пп."в" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии: А.И. Рахматуллаев М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-30852
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2024 г. N 077/06/106-8637/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024