Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя: ФГБУ НМИЦО ФМБА России: Цесарь А.Н. (по доверенности N 34 от 19.02.2024); в отсутствие представителей ИП Скоблина М. Ю., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ИП Скоблина М. Ю. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ НМИЦО ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования (микроскоп хирургический оториноларингологический) (Закупка N0373100091924000202) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 2024-30761 2 муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседании Комиссией Управления рассмотрены документы и сведения, запрашиваемые посредством Единой информационной системы, В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с 2024-30761 3 законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно Техническому заданию Заказчиком установлены требования к закупаемому медицинскому изделию "Микроскоп хирургический общего назначения": Бинокулярный микроскоп ассистента: Да; Источник освещения: Ксеноновый; Мультифокусный объектив: Наличие; Режим фокусировки: Автоматический; Тип микроскопа: Передвижной; Фокусное расстояние объектива: 100 и
200 мм.; Тормоза микроскопа: Электромагнитные; Устройство автоматической балансировки: Наличие; Тубус бинокулярный хирурга с изменяемым углом наклона: Не менее 2; Видеосистема высокого разрешения, включающая в себе видеокамеру, видеорекордер, комплект: Не менее 1; Cенсорный монитор управления на выдвижном кронштейне: Наличие; Стерильные чехлы для микроскопа, с защитными сменными линзами для объектива, шт.: Не менее 30.
Согласно доводам жалобы Заказчик сформулировал описание объекта закупки таким образом, что под все требования Заказчика единовременно подходит только один микроскоп - модель TIVATO 700 производителя "Карл Цейсс Медитек АГ", Германия (регистрационное удостоверение N РЗН 2022/16918 от 15.04.2022).
Доступ к спорной закупке микроскопов-конкурентов других производителей (не уступающих по возможностям) исключен именно за счет включения в описание объекта закупки требований, не имеющих клинической значимости и никак не влияющих на качество оказания медицинской помощи, а именно: Требование о наличии сенсорного монитора управления на выдвижном кронштейне не позволяет предложить Заказчику микроскоп Mitaka производства 2024-30761 4 "Митака Кокки Ко., Лтд.", Япония (рег. удостоверение от 08 июля 2022 года N РЗН 2022/17698); Требование о наличии бинокулярного тубуса хирурга с изменяемым углом наклона не позволяет предложить Заказчику микроскоп Aesculap AEOS производства "Эскулап АГ" и микроскоп ORBEYE OME-V200 производства "Олимпас Медикал Системс Корп"; Требование о наличии устройства автоматической балансировки не позволяет предложить Заказчику микроскоп Leica PROvido производства "Лейка Микросистеме (Швейц) АГ" и микроскоп OMS производства "Зумакс Медикал Ко., Лтд."; Требование о наличии стерильных чехлов с защитными сменными линзами для объектива не позволяет предложить Заказчику микроскоп OMS производства "Зумакс Медикал Ко., Лтд.". Каждый из представленных на рынке микроскопов-конкурентов не подходит хотя бы по одному требованию, сформированному Заказчиком в описании объекта закупки.
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседание Комиссией Управления представитель Заказчика пояснил, что на рынке микроскопов существует по меньшей мере три производителя полностью соответствующие всем требованиям описания объекта закупки:
1. Модель Leica М530 ОНХ от производителя "Лейка Микросистемс (Швейц) АГ", Швейцария (регистрационное удостоверение от 09 ноября 2018 года N РЗН 2018/7787). 2.
Модель Hi-R (вариант исполнения Hi-R 1000) от производителя "Хааг- Стрейт Серджикал ГмбХ энд Ко. КГ", Германия (регистрационное удостоверение от 29 июля 2021 года РЗН 2016/3912). 3.
Модель TIVATO 700 от производителя "Карл Цейсс Медитек АГ", Германия (регистрационное удостоверение N РЗН 2022/16918 от 15.04.2022).
Комиссия Управления отмечает, что при проведении закупок Заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки, следовательно, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик к товару соответствовала продукция несколько производителей. Комиссией Управления при изучении инструкций в составе регистрационных удостоверений на указанные в составе возражений Заказчика микроскопы, соответствующих по его мнению совокупности характеристик описания объекта закупки, определено следующее.
Согласно инструкции на медицинское изделие Модель Leica М530 ОНХ от производителя "Лейка Микросистемс (Швейц) АГ", Швейцария (регистрационное удостоверение от 09 ноября 2018 года N РЗН 2018/7787) стерильный чехол не 2024-30761 5 входит в комплект поставки изделия, однако, согласно описанию объекта закупки Заказчику требуются стерильные чехлы для микроскопа, с защитными сменными линзами для объектива, шт.: Не менее 30, в составе требований к микроскопу.
Также согласно положениям инструкции на микроскоп Модели Leica М530 ОНХ однозначным образом не следует, что данное медицинское изделие обладает сенсорным монитором управления на выдвижном кронштейне, так как исходя из положений инструкции, в том числе изображению данного микроскопа, имеется блок управления с сенсорной панелью, однако, без указания на наличие выдвижного кронштейна (Рисунок 3, п. 4).
Также Комиссия Управления отмечает, что микроскоп Модели Hi-R (вариант исполнения Hi-R 1000) от производителя "Хааг-Стрейт Серджикал ГмбХ энд Ко. КГ", Германия (регистрационное удостоверение от 29 июля 2021 года РЗН 2016/3912) согласно инструкции имеет балансировку, однако, из описания объекта закупки следует, что закупаемый товар должен иметь автоматическую балансировку, что не следует из положения инструкции на указанное медицинское изделие.
Также из положений инструкции следует, что вышеуказанное медицинское изделие имеет тубус удлинительный, однако, из описания объекта закупки следует, что тубус должен быть бинокулярный с изменяемым углом наклона, что не отражено в представленных Заказчиком сведениях, следовательно, у Комиссии Управления отсутствуют основания сделать вывод, что данное медицинское изделие соответствует действительной потребности Заказчика. С учетом вышеизложенного Комиссии Управления не представляется возможным прийти к выводу, что имеются товары, соответствующие совокупности требований извещения. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что обязанность по формированию описание объекта закупки в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе возложена на государственного Заказчика, ввиду чего именно Заказчик при формировании извещения об осуществлении закупочной процедуры должен обладать документальным подтверждением соответствие описания объекта закупки требованиям действующего законодательства, при этом не ограничивая круг участников закупочной процедуры.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30761 6
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Скоблина М. Ю. на действия ФГБУ НМИЦО ФМБА России обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. 3.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Кутейников М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-30761
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2024 г. N 077/06/106-9002/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024