Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФГБУ "НМИЦ колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Минздрава России: А.В. Любовицкой (дов.N90/23 от 09.11.2023), Д.В. Сиридова (дов.N24/24 от 26.06.2024), ООО "МастерПак": Е.О. Павлишиной (дов.Nб/н от 01.02.2024), рассмотрев жалобу ООО "МастерПак" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку "Презервативов для УЗИ" (Закупка N 0373100084624000247) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-30870 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе 2024-30870 3 стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком сформировано неправомерное описание объекта закупки, поскольку в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 17.06.2024 N0373100084624000247 Заказчиком закупаются презервативы для УЗИ по коду каталога товаров работ и услуг (далее - КТРУ) 22.19.71.110-00000004 "Презерватив мужской содержащий лекарственное средство, из латекса гевеи", тогда как фактически Заказчику необходимо установить описание в соответствии с иной позицией КТРУ, а именно КТРУ 26.60.12.132-00000016 "Чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации, стандартный, нестерильный". Так, продукция "Презерватив мужской содержащий лекарственное средство, из латекса гевеи" имеет следующее описание по классификатору: "Оболочка из латекса гевеи, содержащая лекарственное средство, предназначенная для того, чтобы полностью покрыть пенис во время полового акта, чтобы предотвратить попадание спермы в женские половые пути и/или предупредить передачу инфекции, передаваемой половым путем. Она содержит лекарственное средство, обычно предназначенное для усиления профилактических/контрацептивных свойств презерватива или улучшения сексуальных ощущений", вместе с тем в составе технического задания установлено: "Выполнены без смазки.
т.к. для УЗИ используется особая проводящая смазка (гель), которая не совместима с силиконовой смазкой", "Специализированные презервативы для ректовагинального датчика аппарата УЗИ. Предназначен для покрытия датчика УЗИ в качестве защитного экрана при проведении УЗИ-диагностики органов малого таза женщины и исследования прямой кишки. Изделие кратковременно контактирует со слизистой оболочкой влагалища или прямой кишки". При этом для товара "Чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации, стандартный, нестерильный" установлено описание по классификатору соответствующее установленному в технической части закупочной документации, а именно: "Нестерильное покрытие, которое используется как физический экран для защиты от воздействия окружающей среды 2024-30870 4 (например, биологической жидкости, крема) и/или сохранения заданного уровня гигиены инвазивного датчика системы ультразвуковой визуализации, который вводится в естественные отверстия тела (например, во влагалище, прямую кишку, пищевод) во время ультразвукового исследования прибор не обладает дополнительными функциями. Это устройство одноразового применения".
Согласно постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, 2024-30870 5 если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. 2024-30870 6 Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что выбранный код КТРУ 22.19.71.110-00000004 "Презерватив мужской содержащий лекарственное средство, из латекса гевеи" полностью соответствует закупаемым товарам, при этом данный код включен в ОКПД2 22.19.71.110 "Презервативы", что фактически и закупается медицинским учреждением. В свою очередь, Комиссия Управления обращает внимание, что выбранный Заказчиком код КТРУ 22.19.71.110-00000004 "Презерватив мужской содержащий лекарственное средство, из латекса гевеи" не соотносится по своему составу с закупаемой продукции. Так, исходя из описания по классификатору, такая позиция указывает на содержание лекарственного средства, при этом в техническом задании однозначно отражено на необходимость отсутствия какой-либо смазки, поскольку для аппарата УЗИ используется особая проводящая смазка (гель), которая не совместима с силиконовой смазкой.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе ввиду неправомерного выбора позиции КТРУ, ввиду чего в действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим Комиссией Управления отмечено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2024 NИЭА1 на участие в закупочной процедуре подано 3 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничений количества участников закупки. Кроме того, в составе раздела "Описание товара, работы, услуги" по коду КТРУ 26.60.12.132-00000016 "Чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации, стандартный, нестерильный" не установлено описание товара, ввиду чего в силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик руководствуется положениями ст.33 Закона о контрактной системе при описании закупаемой продукции. 2.
Заявитель также указывает, что Заказчиком установлены ограничивающие требования к длине закупаемого изделия, а именно:
п. "Презерватив мужской содержащий лекарственное средство, из латекса гевеи": "Длина 195 Миллиметр", поскольку большинство инвазивных датчиков системы ультразвуковой визуализации имеют длину 160 мм. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что в медицинском учреждении находятся аппараты УЗИ с различными длинами инвазивных датчиков, в том числе превышающих длину 160 мм, ввиду чего Заказчиком закупаются универсальные презервативы, подходящие для всех установленных аппаратов. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в закупочной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки. 2024-30870 7 Также Заявителем не представлено ни одного доказательства того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса товаров, с теми техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к необходимым к поставке товарам в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью предложить свои товары. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы Заявителя являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30870 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МастерПак" на действия ФГБУ "НМИЦ колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Минздрава России обоснованной в части неправомерного описания объекта закупочной процедуры.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Н.А. Узкий М.О. Мацнева Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05 2024-30870
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2024 г. N 077/06/106-9021/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024