Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка"ДЗМ": В.В. Павлова (доверенность от 22.01.2024 Nб/н), ИП Трунова Е.В.: В.Ю. Гусейновой (доверенность от 07.06.2024 Nб/н) (принимала участие до объявления перерыва в рассмотрении жалобы), рассмотрев жалобу ИП Трунова Е.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка"ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуги по уборке помещений для ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ" по адресу:
г. Москва ул. Азовская д.22 стр. 1,2,3. (Закупка N 0373200087824001195) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-30764 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1.В составе жалобы Заявитель также указывает, что в соответствии с Техническим заданием установлены следующие неправомерные требования: "2.9 Исполнитель не позднее 5 (пяти) дней до начала оказания услуг для каждого объекта Заказчика предоставляет следующие документы:
-копию Трудового договора между Исполнителем и сотрудником (копию Гражданско-правового договора, в случае привлечения внештатных сотрудников);
-копию дополнительного соглашения к Трудовому договору, заключенному между сотрудником и Исполнителем о предоставлении временного места работы у Заказчика;
-копии должностных инструкций сотрудников; 2024-30764 3 -копии выписок о прохождении сотрудником инструктажа по технике безопасности, -пожарной безопасности и охране труда;
-ежемесячный график работы сотрудников Исполнителя на объекте Заказчика, который должен соответствовать графику работы объекта;
-приказ о назначении ответственного за охрану труда;
-приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность;
-приказ о назначении лица, ответственного за оказание услуг на объекте;
-копии документов, подтверждающих квалификацию сотрудников, согласно требованиям акта, указанного в пункте 7.27 настоящего Технического задания;
-медицинские книжки сотрудников с отметкой о прохождении периодического медицинского осмотра -операционно-технологические карты оказания услуг. 2.16 Исполнитель не позднее 10 (десяти) дней до начала оказания услуг для соблюдения правил действующего внутреннего распорядка, контрольно- пропускного режима, внутренних положений и инструкций объекта Заказчика обязан предоставить список сотрудников для прохода в здания и помещения Заказчика, в котором указывается: ФИО, должность, паспортные данные, контактный номер мобильного телефона и место оказания услуг". В то время как согласно извещению об осуществлению определена дата начала исполнения контракта - 1 календарный день с даты заключения контракта. Так, Заявитель указывает, что выполнение вышеуказанных пунктов Технического задания не представляется возможным, поскольку срок оказания услуг начинает действовать с первого календарного дня с даты заключения контракта.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что спорные требования обусловлены контрольно-пропускным режимом, соблюдение миграционного и трудового законодательства правил безопасности. Данные условия необходимы для подготовки пропусков сотрудникам Исполнителя и для своевременного оказания работниками Исполнителя услуг по уборке. Срок заключения контракта в рамках Закона о контрактной системе составляет не менее 10 дней с даты опубликования протокола подведения итогов аукциона, то данные временные требования исполнимы. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что фактически спорные положения обязывают участника закупки представлять документы и сведения до заключения контракта, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях комиссии Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2024-30764 4 2.В составе жалобы Заявитель также обжалует неправомерное установление требований к количеству персонала при осуществлении закупаемых услуг по уборке помещений ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ".
Согласно доводам жалобы, установление требований к числу сотрудников фактически определяет количество требуемых трудовых ресурсов участника закупки. Так, Заявитель отмечает, что из положений описания объекта закупки однозначно не следует, что при отличном от установленного Заказчиком количества сотрудников исполнитель контракта, установленного в п.2.42 Технического задания, не сможет оказать необходимый объем услуг, в том числе с применением дополнительного технического оборудования. Кроме того указанное требование пункт противоречит пункту 2.10 Технического задания, где установлено, что Исполнитель должен обеспечить наличие постоянного достаточного для оказания услуг количества сотрудников на объекте. Ввиду чего Заявитель делает вывод о том, что Заказчик не вправе обременять потенциального исполнителя по контракту ограничивающими требованиями в отношении количества привлекаемого персонала для оказания услуг. Комиссией Управления определено, что в п.2.48 Технического задания извещения об осуществлении закупки установлен следующий стандарт оказания услуг: "Для поддержания чистоты в помещениях в течение рабочего времени объекта Заказчика Исполнитель обеспечивает присутствие не менее 1 (одного) сотрудника на каждом этаже объекта Заказчика. Количество этажей соответствует Приложению 3 "Технические характеристики и площади помещений" к настоящему Техническому заданию". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Законом о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет характеристики закупаемых услуг и ограничений в этом нет. Данные требования устанавливаются для того, чтобы в период оказания услуг на каждом этаже был как минимум один дежурный специалист для экстренной уборки территории. Кроме того, Положения п.2.10 Технического задания не противоречат требованиям п 2.42 Технического задания. Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком установлено минимальное количество требуемого персонала для осуществления уборки помещений: на каждом этаже объекта Заказчика не менее одного сотрудника. При этом, начальная максимальная цена контракта (далее - "НМЦК") рассчитана исходя из необходимого числа исполнителей услуги, следовательно, все потенциальные участники закупки обладали равными правами на участие в торгах, так как в случае недостаточности трудовых ресурсов у потенциального участника закупки такой участник обладал возможностью нанять дополнительный персонал, так как затраты на него уже включены в НМЦК. Следовательно, условие о количестве специалистов, привлекаемых в целях оказания услуг по комплексной уборке в рассматриваемом случае не является и не может являться условием, ограничивающим необходимого количества участников 2024-30764 5 закупки, поскольку устанавливает самое минимальное количество персонала, которое только возможно для предоставления услуг по уборке. Данные выводы также подтверждаются Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда NА40-275530/2023 от 03.06.2024.
Вместе с тем в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3.В составе жалобы Заявитель также указывает, что, в соответствии с Техническим заданием, установлены следующие требования, не позволяющие идентифицировать потребность Заказчика в порядке оказания закупаемых услуг, а именно п.3.11 Технического задания определено, что при необходимости Исполнитель 2 (два) раза в год осуществляет химическую чистку ковровых покрытий. При этом в Извещении об осуществлении закупки отсутствует указание на объем таких услуг, что препятствует корректному формированию предложения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание является стандартизированным и изменению не подлежит. В п.3.11 Технического задания указано, что Исполнитель 2 (два) раза в год осуществляет химическую чистку ковровых покрытий лишь при необходимости. Вся потребность в объемах и видах работ Заказчик устанавливает в приложениях к Техническому заданию и смете. Поскольку данных работ в указанных документах не имеется, то соответственно необходимости их выполнения тоже нет. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные пояснения не следуют из положений извещения об осуществления закупки, поскольку однозначным образом указано на необходимость осуществления химической чистки ковровых покрытий два раза в год.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях комиссии Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.В составе жалобы Заявитель также указывает, что в соответствии с Техническим заданием установлены следующие неправомерные требования: "2.11 Исполнитель обеспечивает прохождение сотрудниками Исполнителя 2024-30764 6 обязательных предварительных и периодических, а также внеочередных медицинских осмотров с внесением данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки сотрудников в соответствии с актом, указанным в пункте 7.16 настоящего Технического задания. Исполнитель обязан обеспечить прохождение сотрудниками Исполнителя медицинского осмотра на туберкулез (методом цифровой флюорографии или рентгенографии с отметкой и датой о прохождении не позднее, чем за полгода до начала оказания услуг) и проведение лабораторных исследований на корь в соответствии с требованиями актов, указанных в пунктах 7.31, 7.32 настоящего Технического задания. Сведения о результатах профилактического осмотра на туберкулез сотрудников предоставляются Исполнителем Заказчику до начала оказания услуг". Так Заявитель указывает, что согласно п. 26 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), утвержденному Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N29н для работников организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, установлена периодичность обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров: 1 раз в год. Такие осмотры предусматривают участие врачей-специалистов:
- врач-оториноларинголог, - врач-дерматовенеролог.
- врач-стоматолог, а так же лабораторные и функциональные исследования:
-исследование крови на сифилис, -мазки на гонорею при поступлении на работу, -исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф при поступлении на работу и в дальнейшем - по эпидпоказаниям.
Также согласно п. 27 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н для работников, чья деятельность связана с работами в медицинских организациях установлена периодичность обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров: 1 раз в год. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно стандартизированного Технического задания спорные требования установлены исходя из нормативных условий, определенных в п.7.31 Технического задания, в котором указано на Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 29.12.2015 N 4 "О проведении обязательного медицинского осмотра на туберкулез работников медицинских организаций и медицинских работников учреждений социальной защиты населения города Москвы". 2024-30764 7 Так п.1.4.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 29.12.2015 N 4 "О проведении обязательного медицинского осмотра на туберкулез работников медицинских организаций и медицинских работников учреждений социальной защиты населения города Москвы" определено, что медицинское обследование на туберкулез (цифровая флюорография, рентгенография) работников родильных домов (отделений), лечебно- профилактических, санаторно-курортных учреждений общего профиля и противотуберкулезных для детей и подростков, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических отделений, служб скорой и неотложной медицинской помощи, один раз в 6 месяцев. Между тем Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с п.1.4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 29.12.2015 N 4 "О проведении обязательного медицинского осмотра на туберкулез работников медицинских организаций и медицинских работников учреждений социальной защиты населения города Москвы", должен быть обеспечен допуск к работе сотрудников негосударственных организаций, осуществляющих работы на территории, в зданиях, строениях и помещениях медицинских организаций; обучающихся и преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального медицинского образования в период их обучения и производственной практики на базе медицинских организаций, только с результатами ежегодного, один раз в год медицинского осмотра на туберкулез.
В силу изложенного, предъявленное требование о том, что исполнитель обязан обеспечить прохождение сотрудниками исполнителя медицинского осмотра на туберкулез (методом цифровой флюорографии или рентгенографии с отметкой и датой о прохождении не позднее, чем за полгода до начала оказания услуг) не отвечает требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 29.12.2015 N 4 "О проведении обязательного медицинского осмотра на туберкулез работников медицинских организаций и медицинских работников учреждений социальной защиты населения города Москвы".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2024 NИЭА1 на участие в аукционе подано 7 заявок, признанных комиссией Заказчика соответствующими, при этом снижение составило 15,50%, что свидетельствует о том, что данное неправомерное требование не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5.В составе жалобы Заявитель также указывает, что в п.2.11 Технического задания установлены неправомерные требования о предоставлении Исполнителем Заказчику сведений о результатах профилактического осмотра сотрудников на туберкулез до заключения контракта. 2024-30764 8 На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что спорные требования установлены в отношении предоставления сведений до начала оказания услуг, а не до начала срока заключения контракта.
Согласно п.2.11 Технического задания определено: "... Сведения о результатах профилактического осмотра на туберкулез сотрудников предоставляются Исполнителем Заказчику до начала оказания услуг".
Согласно п.2.4 Технического задания услуги по уборке внутренних помещений объектов Заказчика должны оказываться в том числе в соответствии с Приложением 4 "Регламент оказания услуг по санитарному содержанию и уборке помещений".
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию срок оказания услуг c 1-го по 365-й календарный день c даты заключения контракта. Приложением 4 "Регламент оказания услуг по санитарному содержанию и уборке помещений" установлено, что часы выполнения работ установлены с 7.00 до 23.00, ввиду чего Исполнитель в соответствии с п.2.4. Технического задания имеет возможность предоставить имеющиеся документы до 7 часов утра первого дня оказания услуг. Вместе с тем в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
6.В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с Техническим заданием установлены следующие неправомерные требования: "4.3 Исполнитель обязан соблюдать требования и указания, предъявляемые ответственными представителями Заказчика в рамках оказания услуг по Контракту. Заказчик имеет право производить проверку своевременности и качества оказанных услуг в присутствии Исполнителя или без него". Так Заявитель указывает, что согласно разделу 13 Технического задания установлено требование о соответствии нормативным документам, в частности ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги"" (далее-ГОСТ Р 51870-2014).
Согласно ГОСТ Р 51870-2014 установлено следующее: "Настоящий стандарт устанавливает общие технические условия к предоставлению услуг профессиональной уборки - клининговых услуг на объектах недвижимости, территориях, транспортных средствах, а также требования безопасности клининговых услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности 2024-30764 9 их имущества и охраны окружающей среды. 3.2 услуги профессиональной уборки - клининговые услуги: Деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг".
3.2. услуги профессиональной уборки - клининговые услуги: Деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг.
5.5. На прилегающих (дворовых, заводских) территориях применяют сухую и мокрую уборки. В зависимости от погодных условий уборка территорий включает в себя: удаление снега и наледи, применение противогололедных материалов (ПГМ), поливку дорожных покрытий, мойку цоколей, сбор и перемещение твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) к местам складирования и контейнерам, мойку тротуаров, поливку и/или кошение газонов, первичную сортировку ТБО. 10.2.
Качество уборки для объектов в целом и/или отдельных помещений определяют в соответствии с методикой контроля уровня качества профессиональной уборки (см. Приложение А). Приложение А. 3.2.
Контроль качества оказываемых услуг уборки проводят:
- персонал, оказывающий услуги, для самооценки своей работы после ее завершения;
- персонал с руководством исполнителя (поставщика) услуг совместно или отдельно от представителей потребителя;
- представитель потребителя услуг совместно с компетентным представителем исполнителя (поставщика) услуги". Так, Заявитель указывает, что ГОСТ Р 51870-2014 предоставляет 3 варианта проведения контроля качества по составу участников контроля, при этом ни один из таких вариантов не допускает проведение одностороннего контроля заказчиком (потребителем) без участия исполнителя. При этом исполнитель вправе осуществлять контроль отдельно от заказчика (потребителя). На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки в оспариваемой части соответствует потребности Заказчика, а также не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Методика контроля качества профессиональной уборки - клининговых услуг, указанная в Приложении А ГОСТ Р 51870-2014, на которую ссылается Заявитель, носит справочный характер.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе право представления информации и документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, представлено подателю жалобы, однако на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, 2024-30764 10 подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30764 11
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Трунова Е.В. на действия ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка"ДЗМ" обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: Э.З. Гугава Е.Д. Мартьянова Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-30764
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2024 г. N 077/06/106-8607/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024