Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя: ГКУ "Технический центр Департамента культуры г. Москвы": И.В. Сотниковой (по дов. N ТЦ-15-77/23 от 18.12.2023), М.И. Добромысловой (по дов. N ТЦ-15-48/24 от 01.07.2024), в отсутствии представителей ИП Пономарев М.Д., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ИП Пономарев М.Д. (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку ударных музыкальных инструментов для нужд ГБПОУ г Москвы "КМТИ им. Г.П.Вишневской" (Закупка N 0373200138224000332) (далее - аукциона), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ 2024-30864 2 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических 2024-30864 3 характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. 1.
По мнению Заявителя, совокупности установленных параметров к закупаемым товарам по п. 1 "Бонго" соответствуют товары единственного производителя, а именно: модель Pearl PBF-300DXBA, при этом ограничивающей к поставке товара иного производителя или избыточным требованием является следующая характеристика: "Материал корпуса: Стекловолокно". В составе жалобы Заявитель также указывает, что товары, указанные в файле расчета НМЦК, не соответствуют требованиям описания объекта закупки. 2024-30864 4 В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что параметры технических характеристик определялись Заказчиком исходя из свойств материалов, которые должны обладать высокими прочностными характеристиками, обеспечивающими долговечность эксплуатации закупаемого товара пользователем, а также с учетом качества звукоизвлечения материалов, что является важными параметрами, так как закупаемые музыкальные инструменты будут эксплуатироваться в образовательном учреждении.
Также представитель Заказчика пояснил, что в целях формирования начальной максимальной цены контракта Заказчиком был направлен запрос на предоставление трех коммерческих предложений в соответствии с требуемыми характеристиками товара, ввиду чего в ответ на запрос получено три коммерческих предложения с указанием производителей и моделей, которые были включены в расчет НМЦК. Вместе с тем, для подтверждения наличия аналогов товара по п.1 "Бонго" Заказчиком выявлено еще 3 модели подходящих под характеристики требуемого товара, так, например: "LP LP794X Galaxy Fiberglass Bongo, Sonor 90603416 Latino LBF 7850 PB Бонго", "Sonor 90622412 Global GBF 7850 BM Бонго". Относительно довода про установления избыточных требований представитель Заказчика пояснил, что дополнительная информация была указана Заказчиком ввиду недостаточности характеристик указанных в КТРУ, которые являются значимыми для Заказчика, при этом обоснование необходимости использования такой информации размещено в составе извещения об осуществлении закупки. При этом представитель Заказчика также отметил, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что помимо товара производства "Pearl PBF-300DXBA" совокупность установленных Заказчиком параметров соответствуют так же товары производства "LP LP794X Galaxy Fiberglass Bongo", "Sonor 90603416 Latino LBF 7850 PB Бонго", "Sonor 90622412 Global GBF 7850 BM Бонго. по п. 1 "Раствор для гемодиализа", "Prism0cal B22" по п. 2 "Раствор для гемодиализа". Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также о невозможности формирования заявки 2024-30864 5 на участие в данной закупке, а также сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к поставляемым товарам. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в техническом задании требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в техническом задании. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком по п.3-4 Технического задания установлены характеристики, не позволяющие определить данные параметры ввиду отсутствия конкретных значений и наличия субъективного характера, а именно: по п.3 "Кастаньеты": "Размер: Большие", по п.4 "Маракасы": "Форма: Яйцо". Так, в обосновании своих доводов Заявитель ссылается на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 24.06.2024 РИ2 следующего содержания: "ЗАПРОС : Добрый день, уважаемый заказчик. Изучив аукционную документацию и требования, предъявляемые к объекту закупки, просим уточнить: Позиция 1 "Бонго". Ни одна из представленных в документации модель не подходит под ООЗ, сравнительная таблица: 2024-30864 6 Pearl PBF- TYCOON Gon Bops AA0785SE ТЗ 300DXBA MTBHC-BC Acuna Special Edition Диаметр мембраны Дюйм
8 и < 9 8.5 8.5 8.5 большого (25,4 мм) барабана Материал североамериканского Стекловолокно пластик сиамский дуб корпуса ясеня Настроечный ключ в Да нет данных Да нет данных комплекте Диаметр мембраны Дюйм
7 7 7 7 малого (25,4 мм) барабана Материал Кожа пластик Кожа нет данных мембраны Позиция 3 "Кастаньеты". Требуется Размер Большие, просьба конкретнее указать, как вы будете определять данный параметр, т.к. это обычно не указано в описании к моделям на рынке товаров. Позиция 4 "Маракасы". Требуется Форма Яйцо, а указанная в извещении модель Tycoon TMS-70 имеет описание круглая - что не соответствует требованиям ТЗ. Просим проверить технические требования, предъявляемые к объекту закупки на предмет их корректности относительно технической документации на товар или официальной информации производителя и внести необходимые корректировки устранив противоречия. При описании объекта закупки необходимо учитывать положения законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. Из данной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с позицией, которая выработана контрольными органами и изложена в материалах судебной практики, под характеристики технического задания должно подпадать не меньше двух-трех моделей от двух-трех разных производителей. Ограничение конкуренции. Статья 178 УК РФ https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/e8e8c98df722e05999230271e054b6a1f6f70 2024-30864 7 f80/ говорит об ответственности за действия, которые ограничивают конкуренцию (рекомендуем ознакомиться с статьёй 11 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О защите конкуренции" https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61763/75fad2ba0bd186dad16ff04a2efe55ae3f9ff7e 6/#dst303 В связи с изложенным, просим:
1. Просим проверить требования, предъявляемые к товару закупки и внести изменения в аукционную документацию, указав требования к характеристикам товаров таким образом, чтобы под описания подходило не менее двух разных (не аффилированных между собой) производителей.
2. Продлить сроки подачи заявок таким образом, чтобы до окончания срока оставалось не менее трех рабочих дней. ОТВЕТ: По Позиции 3: Обязательным типом характеристики в НСИ ЕАИСТ является параметр "размер". Значение справочника по данной позиции "большие" или "маленькие". Выбрать другое значение или каким-то образом конкретизировать параметр не представляется возможным. Внести дополнительные уточняющие параметры технически нельзя. По Позиции 4: Обязательным типом характеристики в НСИ ЕАИСТ является параметр "форма". Значение справочника по данной позиции "овал" или "яйцо". Выбрать другое значение не представляется возможным. Внести дополнительные уточняющие параметры технически нельзя. По Позиции 1 и 4: Заказчик при формировании Технического задания руководствуется требованиями КТРУ и ЕАИСТ, а также представленными коммерческими предложениями. Информация, опубликованная в открытых источниках, не всегда является достоверной. Кроме того, производитель имеет право без дополнительного информирования изменить характеристики товара". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании параметров технических характеристик Заказчик руководствуется требованиями КТРУ и ЕАИСТ.
В п.3 "Кастаньеты": обязательным типом характеристики в НСИ ЕАИСТ является параметр "размер", при этом значение справочника по данной позиции "большие" или "маленькие". Выбрать другое значение или каким-то образом конкретизировать параметр не представляется возможным. В п.4 "Маракасы": обязательным типом характеристики в НСИ ЕАИСТ является параметр "форма", при этом значение справочника по данной позиции "овал" или "яйцо". Выбрать другое значение не представляется возможным. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком некорректно составлено описание объекта закупки, поскольку установление таких характеристик как "Размер: Большие", "Форма: Яйцо" носит субъективный характер и не позволяет потенциальному участнику закупки определить какой размер для Заказчика по п. "Кастаньеты" является большим, и что именно подразумевать под формой: яйцо по п.4 "Маракасы". 2024-30864 8 Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что составленное Заказчиком описание объекта закупки вводит участником закупки в заблуждение, и препятствует формированию и подачи заявки на участие в данном аукционе, поскольку не представляется возможным определить потребности Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик допустил нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30864 9
Р Е Ш И Л А
:
1.Признать жалобу ИП Пономарев М.Д. на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры г. Москвы" обоснованной в части некорректного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова А.И. Рахматуллаев Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-30864
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2024 г. N 077/06/106-8718/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024