Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки в присутствии уполномоченных представителей ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела": В.И. Дешина (доверенность N 15 от 28.06.2024), Т.М. Борщевской (доверенность N 33 от 01.11.2023), а также в присутствии уполномоченных представителей ИП Егунов А.В.: Д.В. Козловой (доверенность N 1 от 02.07.2024), В.А. Мигаева (доверенность N 2 от 02.07.2024), рассмотрев обращение ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела" о включении сведений об ИП Егунов А.В. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-31051 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Егунов А.В. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку расходных материалов для оргтехники ФГБУ "Росзаповедцентр" в 2024 году (среди СМП и СОНО) (реестровый N 0309100006024000005). 15.04.2024 между Заказчиком и ИП Егунов А.В. заключен государственный контракт N 0309100006024000005 83263 на поставку расходных материалов для оргтехники ФГБУ "Росзаповедцентр" на 2024 год (среди СМП и СОНО) (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 14.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Егунов А.В. существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об 2024-31051 3 одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 14.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 3.1 Контракта сроки поставки Товара Поставщиком по настоящему Контракту: с даты заключения Контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней. Срок исполнения Сторонами Контракта по 25.06.2024 года. Представитель Заказчика пояснил, что 26.04.2024 Поставщик направил в адрес посредством Единой информационной системе документ о приемке N 89 от 26.04.2024.
Для проверки предоставленного Поставщиком товара, предусмотренного Контрактом, в части его соответствия условиям Контракта Заказчик провел экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, проводилась Заказчиком своими силами. В ходе проверки Заказчиком установлено несоответствие поставленных товаров характеристикам, указанным в Контракте, что было зафиксировано в акте о недостатках N 2305-4-исх от 23.05.2024.
Поставщику было предложено заменить в течение 10 (десяти) календарных дней поставленный товар на оригинальный. Вскрытие упаковки некоторых товаров проводилось в присутствии представителя Поставщика. 28.05.2024 Заказчиком открыта претензионная работа. 03.06.2024 Заказчиком было предложено заменить поставленный товар на оригинальный. 14.06.2024 Заказчик в связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по поставке товара Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что 26.04.2024 товар был поставлен в адрес Заказчика в полном объеме. 26.04.2024 Заказчиком было отказано в приемке товаров. 03.05.2024 Исполителем повторно размещены документы на приемку, к документам прикреплены гарантийные обязательства. Однако товар также принят не был, отказ об этом был размещен 27.05.2024.
Согласно имеющемуся акту от 23.05.2024 поставленные картриджи приняты не были поскольку экспертизой официального дилера и сервисного центра 2024-31051 4 ООО "АБИУС" выявлены факты не оригинальности товара. 28.05.2024 в адрес Заказчика был направлен запрос о предоставлении экспертного заключения с отраженными в акте от 23.05.2024 выводами. Однако ответ на данное письмо в адрес Исполнителя не поступало. Аналогичные запросы направлены в адрес Заказчика 29.05.2024, 03.06.2024.
Однако они также оставлены без рассмотрения. 03.06.2024 Исполнителем в ЕИС размещены документы о приемке на поставленный товар. Представитель Исполнителя указывает, что согласно акту Заказчика от 03.06.2024 бюджетное учреждение повторно делает вывод о не оригинальности поставленного товара. При этом в данном случае указанный вывод сделан без проведения соответствующей экспертизы, акт подписан только одним лицом. 11.06.2024 повторно размещен отказ в приемке товара. В обоснование своей позиции Заказчиком приводится вышеуказанный акт от 03.06.2024.
Также, представитель Исполнителя пояснил, что при поставке товара Заказчику было предложено проверить оригинальность товара установив картридж непосредственно в принтер, так как при установки неоригинальных картриджей устройство МФУ выдает информацию "установлен неоригинальный картридж с тонером". Однако Заказчик отказался проводить подобную проверку. Комиссия Управления, изучив пояснения и изучив представленные к материалам дела документы и сведения, делает вывод о свершении Исполнителем активных действий, направленные на выполнение Контракта, что указывает на отсутствие у него намерений уклониться от исполнения своих обязательств по Контракту. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано 2024-31051 5 недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-31051 6
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела" во включении сведений в отношении ИП Егунов А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Д.А. Аносов Комиссии Управления: Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая А.А. Луневич Исп.Белолипецкая А.А. 2024-31051
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2024 г. N 077/10/104-8709/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024