Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления - главного специалиста- эксперта отдела проверок государственных закупок К.Д. Киняшовой, Членов Комиссии: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей ФГБОУ ВО "НИУ МЭИ": О.А. Белова (доверенность N 365/08 от 26.12.2023), С.И. Шемякина (доверенность N356/08 от 26.12.2023), а также в присутствии представителей ООО ПСК "КОНТИНЕНТ": Г.А. Мандравин (доверенность Nб/н от 17.06.2024), Д.М. Еналеева (доверенность Nб/н от 17.06.2024) (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом Московского УФАС России посредством Единой информационной системы в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"), 2024-31234 2 рассмотрев обращение ФГБОУ ВО "НИУ МЭИ" о включении сведений об ООО ПСК "КОНТИНЕНТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБОУ ВО "НИУ МЭИ" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО ПСК "КОНТИНЕНТ" (далее - Исполнитель, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение комплексов строительно-монтажных работ, неразрывно связанных со строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства "Реконструкция-учебно-экспериментальной электростанции, создание опытно- технологических установок "Теплоцентраль" Московского энергетического института" (реестровый N0373100028122000008). 28.03.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 122-008/2022 (Д-4826) (реестровый номер контракта N 1772201965222000041) на выполнение комплексов строительно-монтажных работ, неразрывно связанных со строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства "Реконструкция-учебно-экспериментальной электростанции, создание опытно-технологических установок "Теплоцентраль" Московского энергетического института" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 13.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО ПСК "КОНТИНЕНТ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется 2024-31234 3 поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 13.06.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1.8 Контракта срок выполнения работ по Контракту составляет: с момента подписания Контракта по "21" ноября 2023 г. Как следует из пояснений представителя Заказчика, 22.07.2022 Заказчиком в адрес ООО "ПСК" Континент" было направлено письмо с требованием в кратчайшие сроки устранить нарушения п.п. 6.1, 6.3, 4.7, 4.8 Контракта; в кратчайшие сроки устранить нарушения сроков выполнения работ в предоставленных графиках согласно пп. 5.3.50, 5.3.51. 21.11.2022 подготовлен акт о приемке выполненных работ N 1 от 21.11.2022 (Исправление N 1 от 05.12.2022) с нарушением срока свыше 30 дней сданы работы согласно позиции N 244 сметы Контракта со сроком выполнения работ до 25.07.2022 на сумму 28 400 494 руб. 86 коп. 25.11.2022 оплата аванса по платежному поручению N 427726 на сумму 50 000 000, 00 руб. 28.12.2022 платёжное поручение об оплате работ на сумму 17 7772 751,40 руб. 14.04.2023 произведена оплата аванса согласно платежного поручения N 555712 - 101 300 000,00 руб. 14.04.2023 произведена оплата аванса согласно платежного поручения N 555513 - 25 000 000 ,00 руб. 21.08.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 2552/13 с требованием завершить начатые работы. 2024-31234 4 29.08.22023 Заказчиком направлено претензионное письмо N 2738/13 с требованием оплатить сумму неустойки в размере 47 788 466,24 руб. за нарушение сроков выполнения работ. 30.08.2023 Заказчиком в адрес ООО "ПСК" Континент" было направлено претензионное письмо с требованием предоставить исполнительную документацию на фактически выполненные работы. 27.09.2023 Заказчиком в адрес ООО "ПСК" Континент" было направлено претензионное письмо с требованием выполнить неисполненные предписания Технического Заказчика и завершить начатые комплексы работ. 09.10.2023 Заказчиком в адрес ООО "ПСК" Континент" направлено письмо N 3234/13 с требованием завершить работы. 19.10.2023 направлено письмо N 3352/13 с требованием завершить работы в кратчайший срок. 30.10.2023 Заказчиком в адрес ООО "ПСК" Континент" было направлено претензионное письмо с требованием в срок до 02.11.2023 оплатить суммы неустоек, в том числе пени - 75 868 401,01 руб. за задержку выполнения отдельных этапов работ на срок более 30 (Тридцати) календарных дней против сроков, предусмотренных в Графике выполнения работ, штрафы - 2 300 000 руб. за неисполнение предписаний технического Заказчика, с требованием завершить и сдать работы, предусмотренные Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту). Требования претензионного письма выполнены не были. 06.12.2023 требование ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" направлено N 1 в ПАО "Промсвязьбанк" об оплате сумм неустоек в размере 77 740 435,45 руб. по независимой банковской гарантии от 22.03.2022 N 08968-22-10. 21.05.2024 Заказчиком в адрес ООО "ПСК" Континент" было направлено претензионное письмо с требованием завершить до 27 мая 2024 года начатые комплексы работ, предоставить исполнительную документацию на фактически выполненные работы и поставленные на строительную площадку материалы. Требования претензионного письма выполнены не были. 10.06.2024 заключено Дополнительное соглашение N 12 от 10.06.2024 об установлении цены Контракта - 445 820 149 руб. 52 коп. На день составления Решения ООО ПСК "Континент" задержало выполнение отдельных этапов (комплексов работ) работ N 1,2, 5, 7, 9, 18, 22, 24, 26, 31, 33, 35-37, 42-46, 48, 52-56, 61,62, 64-68, 70 , 81, 83-85, 114,115, 117-222, 225,226, 230,231, 244, 253-259, 297-307, 355, 356 на срок более 30 (Тридцати) календарных дней против сроков, предусмотренных в Графике выполнения работ согласно Приложения N 3 к Контракту в редакции Дополнительного соглашения N 10 от 23.11.2023.
Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что в целях исполнения вышеуказанного Контракта Подрядчик своевременно приступил к выполнению необходимых работ, однако столкнулся с препятствием в виде предоставления Заказчиком неполного комплекта рабочей документации, в связи с чем отсутствовала возможность провести оценку рабочей документации для дальнейшего надлежащего исполнения Контракта. Так, исходящим письмом N100- 0322ПСК от 30.03.2022 Подрядчик сообщил Заказчику о необходимости 2024-31234 5 предоставления смет к переданным разделам РД и об отсутствии ряда разделов. Более того, представленная Заказчиком рабочая документация содержала в себе ошибки технического характера, в связи с чем Подрядчик на протяжении всего хода исполнения Контракта направлял замечания для их устранения, что, в свою очередь, сказывалось на сроках проведения необходимых работ, что подтверждается письмами N 168 0422ПСК от 29.04.2022, N 200 0522ПСК от 24.05.2022, N 212 0522ПСК от 27.05.2022, N 213 0522ПСК от 27.05.2022, N 234 0622ПСК от 09.06.2022.
Также представитель Исполнителя пояснил, что Заказчиком была предоставлена рабочая документации без простановки штампа "В производство работ". Вместе с тем согласно п. 5.12 СП 48.13330.2019.
Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр) подтверждение факта соответствия комплектов рабочей документации требованиям действующих НД и утвержденной проектной документации осуществляется путем визирования ответственного лица заказчика и простановки штампа "В производство работ" с датой на каждом листе комплектов рабочей документации.
Согласно п. 5.13 СП 48.13330.2019.
Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр) перед началом выполнения работ на объекте лицо, осуществляющее строительство (подрядная организации, генеральная подрядная организация) получает от заказчика проектную, в части организационно-технологических решений ПОС, и рабочую документацию, утвержденную в производство работ (в полном объеме или поэтапно в соответствии с утвержденным графиком выдачи комплектов рабочей документации). Подрядчик направлял письмо в адрес Заказчика с требованием предоставления рабочей документации, соответствующей данным положениям, однако Заказчик не проявил содействия, что подтверждается исходящим письмом N 123 0422ПСК от 12.04.2022, N139 0422ПСК от 19.04.2022, что также отразилось на сроках выполнения работ. Представитель Исполнителя пояснил, что Заказчиком также была предоставлена некорректная проектная документация, которая содержала в себе ошибки и не соответствовала действительному состоянию Объекта. Так, Подрядчик неоднократно уведомлял об этом Заказчика и направлял замечания к проектной документации, требующей внесения изменений, что подтверждается исходящими письмами N 128 0422ПСК от 14.04.2022, N 145 0422ПСК от 20.04.2022.
Согласно п. 2.5 Контракта в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности необходимо получить положительное заключение экспертизы. Так, Заказчиком было предоставлено положительное заключение лишь в мае 2024 года, что также отразилось на сроках выполнения работ на определенных этапах. Подрядчик также уведомлял о выявленных в ходе исполнения Контракта дополнительных работах, которые не были отражены в проектной документации, в связи с чем Общество обращалось в адрес Заказчика с целью получения проектных решений и приостанавливало работы, поскольку не имело возможности продолжить 2024-31234 6 их без принятия решения Заказчиком, что подтверждается исходящим письмом N 241 0622ПСК от 17.06.2022.
В свою очередь, Заказчик неоднократно задерживал предоставление ответов по таким выявленным работам, что также является одной из причин задержки сроков выполнения работ. Одновременно представитель Исполнителя пояснил, что по состоянию на 20.06.2024 Подрядчиком выполнены работы на сумму 396 288 704, 62 руб., что, в свою очередь, составляет 88 процентов от общей стоимости всех работ, что подтверждается принятыми Заказчиком работами на сумму 28 400 494, 86 копеек и сформированными актами выполненных работ на сумму 367 888 209, 76 руб. Более того, 26.06.2024 Заказчиком и Подрядчиком была осуществлена приемка вышеуказанных работ, что подтверждается актом осмотра строительной площадки от 26.06.2024.
В ходе проведенной приемки было зафиксировано состояние выполненных комплексов работ. Так, основанием для непринятия выполненных работ являются ошибки в исполнительной документации, которые сейчас находятся на стадии устранения, при этом необходимые работы были выполнены без претензий по качеству.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению Контракта.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют 2024-31234 7 о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБОУ ВО "НИУ МЭИ" во включении сведений об ООО ПСК "КОНТИНЕНТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: К.Д. Киняшова Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая И.А. Поляков Исп.Киняшова К.Д. 2024-31234
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2024 г. N 077/10/104-9099/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024