Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель инспекции:
;
Члены инспекции:
,
(далее - Инспекция) в связи с поступлением информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведена проверка действий заказчика - Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Проверка проведена в присутствии представителей от Заказчика - Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" - Вишняков В.В. по доверенности от 02.05.2024.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращения депутата Кукушкина М.В., в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика - Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" при осуществлении закупки у единственного поставщика на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Спасательная станция, 1943 г.", Хабаровский край, ул. Шевченко, д. 15 (контракт от 08.11.2023 N595-ТО).
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Контракт с ООО "Капотрстрой" заключен Заказчиком 08.11.2023.
Цена контракта составляет 34 644 220 рублей 17 копеек (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с п.1.1 контракта предмет Контракта: Выполнение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия: регионального значения "Спасательная станция, 1943 г.", Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 15 (реставрационные работы, ремонт, работы по приспособлению к современному использованию, доработка проектной документации) (далее - Работы). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы своими силами и средствами, а так же силами и средствами подрядных организаций, для обеспечения государственных нужд в соответствии с Технической частью (Приложение N1), разрешения на производство работ (Приложение N2), Графиком производства работ (Приложение N3), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в сроки, установленные в настоящем Контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п.2.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить Работы в сроки, определенные в Графике производства работ (Приложение N3).
Начало выполнения Работ: с даты получения Подрядчиком разрешения на проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, но не позднее 30 дней с даты заключения контракта.
Окончание выполнения Работ: не позднее 01.06.2024.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что по итогам рассмотрения обращения министерства культуры Хабаровского края об осуществлении закупки для государственных нужд края у единственного поставщика (подрядчика исполнителя) (протокол заседания оперативного штаба по повышению устойчивости экономики Хабаровского края в условиях санкций, утвержден Губернатором Хабаровского края 24.10.2023) издано распоряжение Правительства Хабаровского края от 02.11.2023 г. N 757-пр "Об определении общества с ограниченной ответственностью "Капторстрой" единственным подрядчиком на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия: реставрация, ремонт и приспособление объекта культурного наследия, г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 15" (далее - Распоряжение Правительства Хабаровского края N 757-пр).
08.11.2024 в соответствии с Распоряжением N 757-пр, Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" заключило с ООО "Капторстрой" контракт N 595-ТО на выполнение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия: регионального значения "Спасательная станция, 1943 г.", Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 15 (далее - Объект).
Лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выдана ООО "Капторстрой" министерством культуры Российской Федерации на основании приказа от 05.10.2023 г. N 2818 (номер лицензии в Едином реестре учета лицензий Л040-00103-00/00693859).
Работы на Объекте выполняются в соответствии с проектом научно-проектной документацией по реставрации, ремонту и приспособлению объекта культурного наследия регионального значения "Спасательная станция, 1943 г.", Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 15", разработанной ООО "ГенСтройПроект", которое и осуществляет авторский надзор за проведением работ на Объекте.
Основанием для начала работ на Объекте является разрешение управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 15.01.2024 N 1.
Рассмотрев представленные материалы дела, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, путем проведения аукционов.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N46-ФЗ) установлено, что, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях, также установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
П.п. 1 п. 1 постановления Правительства Хабаровского края от 29.03.2022 N 149-пр "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - Постановление N 149-пр) установлено, что до 31 декабря 2023 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для государственных нужд Хабаровского края (далее также - край), муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории края, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актом Правительства края и муниципальным правовым актом местной администрации соответственно, изданными в соответствии с настоящим постановлением.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 Постановления N 149-пр акты, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 настоящего постановления, подготавливаются в случае: протокол заседания Правительства края, координационного или совещательного органа под председательством Губернатора, Председателя Правительства края, протокол заседания оперативного штаба по повышению устойчивости экономики Хабаровского края в условиях санкций или письменное поручение по итогам заседания данного штаба содержат решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд края.
Согласно п. 3 Постановления N 149-пр в актах, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 настоящего постановления, указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Федеральным законом требование обеспечения исполнения контракта.
Так, согласно п. 5 Постановления N 149-пр при осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:
1) в контракте указывается либо абзац третий пункта 1 настоящего постановления, либо подпункт пункта 2 настоящего постановления, на основании которого подготовлен акт, предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления, и в соответствии с которым осуществляется закупка;
2) обоснование цены контракта, подготовленное в соответствии со статьей 22 Федерального закона, является неотъемлемой частью контракта;
3) исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона, с учетом положений частей 3 - 5 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
4) не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет уведомление о закупке в исполнительный орган края, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, соответственно. К такому уведомлению прилагаются копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта и копия акта, предусмотренного пунктом 1 настоящего постановления, в соответствии с которым осуществляется закупка.
Распоряжением Правительства Хабаровского края N 757-пр определен единственный подрядчик на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия: реставрация, ремонт и приспособление объекта культурного наследия, г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 15 - Общество с ограниченной ответственностью "Капторстрой".
На основании указанных актов Заказчиком заключен государственного контракт с ООО "Капторстрой" на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия: реставрация, ремонт и приспособление объекта культурного наследия, г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 15 (контракт от 08.11.2023 N595-ТО).
Инспекция Хабаровского УФАС России отмечает, что в соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 15.02.2023 N24-06-06/12571, возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона N46-ФЗ носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 2510.2018 года N2613-О, положения норм Закона о контрактной системе направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, из норм Закона о контрактной системе следует, что закупка у единственного поставщика носит не ординарный, а экстраординарный характер, но только в случае, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Иными словами, закупка не конкурентным способом, является исключением, а не правилом; применение данной нормы не должно становиться системой и способом обхода требований названного Закона в части необходимости соблюдения конкуренции при осуществлении закупок и установленных запретов.
Закон N 46-ФЗ содержит специальные нормы по отношению к положениям Закона о контрактной системе.
Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт между заказчиком и ООО "Капторстрой" заключен 08.11.2023. Начало выполнения Работ: с даты получения Подрядчиком разрешения на проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, но не позднее 30 дней с даты заключения контракта. Окончание выполнения Работ: не позднее 01.06.2024.
Согласно пояснениям Заказчика работы на Объекте начаты в январе 2024 г. на основании разрешения управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 15.01.2024 N1.
На момент рассмотрения дела контракт ООО "Капторстрой" в полном объеме не исполнен.
Также в материалы дела представлен план мероприятий по сохранению объекта культурного наследия "Спасательная станция" 1943 года постройки, расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Шевченко 15 согласно которому подготовка и подача документов в Оперативный штаб по повышению устойчивости экономики Хабаровского края в условиях санкций для определения единственного поставщика определено по срокам с 18.09.2023 по 02.10.2023.
Таким образом, у Заказчика имелась возможность для осуществления закупки путем проведения конкурентной процедуры определения подрядчика.
В ходе внеплановой проверки Заказчиком не представлено доказательств отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика, наличия причинно-следственной связи между заключением контракта и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Однако Заказчиком не предприняты меры по объявлению конкурентной закупки работ, являющихся объектом вышеуказанного контракта, также необоснованно ограничен доступ на конкурентный рынок государственных закупок иных участников.
Учитывая изложенное, заключение контракта с единственным поставщиком в рассматриваемом случае не отвечает целям Закона о контрактной системе в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика.
Таким образом, заказчиком - Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" нарушены положения ч. 1, 6, 7 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении контракта с ООО "Капторстрой", что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что внеплановая проверка проводится в отношении фактически заключенного государственного контракта, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" нарушившим требования ч. 1, 6, 7 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Инспекции: |
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 июня 2024 г. N 128 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - сохранение объекта культурного наследия - единственный поставщик - контрактная система в сфере закупок - учреждение культуры)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024