рассмотрев материалы дела N 7-3/412 по обращению заказчика - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Консультативно - диагностический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Реалсервис" (ИНН 7328105430), директоре Общества Полякове Романе Викторовиче (ИНН 732813494044), учредителе Общества Скитовиче Евгении Игоревиче (ИНН 732813694646) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 21.11.2023 N 5К (2024) на оказание услуг по ремонту томографа компьютерного Ingenuity CT и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Реалсервис",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 21.11.2023 N 5К (2024) на оказание услуг по ремонту томографа компьютерного Ingenuity CT между Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Консультативно - диагностический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" и ООО "Реалсервис" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122200002523004522 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги: Услуги по ремонту томографа компьютерного Ingenuity CT (33.13.12.000) (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями Технической части (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации (п. 2.1 контракта).
Согласно п.п. "а" п. 3.2 контракта Исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с техническим заданием в предусмотренный Контрактом срок.
В соответствии с п. 4.1 контракта услуги оказываются в сроки, указанные в Контракте.
Срок оказания услуг: Начало оказания услуг: 01.04.2024. Окончание оказания услуг: 30.04.2024.
Согласно п. 4.1.1 контракта дата начала исполнения контракта 01.04.2024, но не ранее даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения контракта 15.06.2024.
Цена Контракта составляет 24 499 399 (двадцать четыре миллиона четыреста девяносто девять тысяч триста девяносто девять) рублей 99 копеек, НДС не облагается (На основании применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации) (п. 6.1 контракта).
Приложением N1 к контракту стороны определили Техническую часть (далее - Техническая часть).
Так, согласно Технической части оказание услуг по ремонту Томографа компьютерного "Ingenuity CT" (далее - Услуги, МИ), предназначенные для восстановления работоспособности или исправности МИ при использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем) включают:
1. Замену рентгеновской трубки.
2. Проверку работоспособности МИ.
Перечень запасных частей, используемых для оказания Услуг:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Рентгеновская трубка |
Шт. |
1 |
Приложением N2 к контракту стороны определили Спецификацию:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед. товара без НДС, руб. |
НДС |
Цена за ед. товара15 с НДС, руб. |
Сумма, руб. |
|
% |
руб. |
|||||||
1 |
Оказание услуг по ремонту Томографа компьютерного "Ingenuity CT" |
Усл.ед |
1 |
24 499 399,99 |
- |
- |
- |
24 499 399,99 |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 499 399,99 |
Услуги в соответствии с контрактом Исполнителем не оказаны, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 21.11.2023 N 5К (2024).
В результате изучения материалов дела 7-3/412, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
10.02.2024 между ООО "Реалсервис" и Hangzhou E.T.D.Z. Xuanfu electronic tech. service Dept (далее - Продавец) заключен договор N240210 на поставку рентгеновской трубки МРК 880.
15.02.2024 Продавцом выставлен счет на оплату рентгеновской трубки.
27.02.2024 Обществом подана заявка на перевод иностранной валюты в банк, указанный в выставленном счете.
02.04.2024 Обществом направлено в адрес Заказчика письмо о том, что ООО "Реалсервис" для целей исполнения контракта заключен договор на поставку рентгеновской трубки. Для уточнения сроков поставки приобретенного товара Обществом направлены письма Продавцу, однако, конкурентные сроки не уточняются. После получения ответа от Продавца незамедлительно сообщат Заказчику.
22.04.2024 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика, согласно которому в связи с внешнеполитическими факторами (введение дополнительных санкций в отношении Российской Федерации), поставка рентгеновской трубки задерживается, что приводит к увеличению сроков по завершению обязательств по контракту N5К (2024) на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования. В связи с чем просят продлить срок исполнения контракта.
25.04.2024 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо об оставлении без удовлетворения предложения о внесении изменений в существенные условия контракта ввиду его необоснованности.
30.05.2024 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика, в котором сообщает, что 27.02.2024 ООО "Реалсервис" перечислило, по реквизитам предоставленным Продавцом, оплату по договору, однако, произведенная оплата на счет Продавца не зачислилась. В ходе переписки с банком, который осуществлял операцию по переводу денежных средств, стало известно, что банк бенефициара - BANK OF TAIZHOU перестал принимать платежи в юанях из России из-за введения новых санкций и мер ограничительного характера, под которые попал указанный банк. Переведенные денежные средства не возвращены в банк перевододателя. Кроме этого, Исполнитель предпринимает меры по поиску иных вариантов для осуществления исполнения контракта.
При этом вынуждены констатировать, что из-за введения иностранными государствами политических или экономических санкций, то есть вследствие обстоятельств непреодолимой силы, предвидеть которые при заключении контракта Исполнитель не мог исполнение контракта может стать невозможным, что прямо подпадает под п. 11.3 Контракта "в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы Стороны вправе расторгнуть контракт, и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков".
Просят заключить дополнительное соглашение о расторжении контракта N5К (2024) от 21.11.2023 по соглашению сторон.
11.06.2024 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо об отсутствии правовых оснований для расторжения контракта по соглашению сторон.
13.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоказанием услуг. Размещено в ЕИС.
20.06.2024 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика о том, что между ООО "Реалсервис" и Продавцом оформляются все правовые документы, необходимые для осуществления юридических действий. Поскольку процедура по доставке забронированного в феврале 2024 года товара займет временные сроки (точные даты на данной стадии неизвестны), то Общество не может реализовать исполнение контракта в течение 10 дней. Просят отозвать решение об одностороннем отказе.
25.06.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, о чем в адрес Общества Заказчиком направлено письмо.
Представитель Общества в ходе рассмотрения дела пояснил, что 27.02.2024 ООО "Реалсервис" перечислило, по реквизитам Продавца, указанным в счете N240215 от 15.02.2024, оплату по договору. Перечисление подтверждается заявкой на перевод иностранной валюты N2 от 27.02.2024 года и мемориальным ордером N2 от 27.02.2024 года. Однако, произведенная оплата, как стало известно позже, на счет Продавца не зачислилась. В ходе переписки с ПАО "МТС-Банк" стало известно, что банк бенефициара - BANK OF TAIZHOU перестал принимать платежи в юанях из России из-за введения новых санкций и мер ограничительного характера под которые попал указанный банк. 25.04.2024 переведенные денежные средства возвращены на транзитный валютный счет, а в последующем банком переведены на текущий счет, открытый на ООО "Реалсервис" (возврат подтверждается мемориальным ордером N709295 от 25.04.2024).
Для целей исполнения взятых на себя обязательств в полном объеме и исключения неблагоприятных последствий. Обществом направлен запрос от 05.04.2024 о возможности поставки Товара - рентгеновская трубка на Томограф компьютерный Ingenuity СТ европейскому поставщику - ООО "Мединспирэйшен". В своем ответе ООО "Мединспирэйшен" сообщило, что готово осуществить поставку указанного товара в течение 180 дней.
Также Обществом велись переговоры с китайским поставщиком о возможности исполнения договора N240210 на поставку рентгеновской трубки. В ходе переговоров стороны пришли к обоюдному согласию осуществить перевод. На дату одностороннего расторжения контракта, стороны находились на стадии подписания всех правовых документов, для осуществления юридических и иных действий по сделкам.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев доводы Общества, пришла к следующим выводам.
В силу положений статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
При таких обстоятельствах, неисполнение контрагентом обязательств перед Обществом, само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии у последнего обязанности надлежащего исполнения перед Заказчиком принятых на себя обязательств, и относится к правоотношениям самого Общества с третьим лицом.
Исходя из представленной в материалы дела переписки между ООО "Реалсервис" и Продавцом, Обществу 29.03.2024 стало известно о том, что план производства рентгеновской трубки MRC880 будет отменен в связи с отсутствием оплаты товара.
Также в материалы дела представлены информация и документы, свидетельствующие о том, что иные иностранные поставщики рентгеновской трубки готовы поставить товар (письма от ООО "Мединспирэйшен", ИП Арие Поволотски).
Вместе с тем, материалы дела не содержат подтверждения приобретения рентгеновской трубки у иных поставщиков товара в период с 29.03.2024 по 13.06.2024. Равным образом не представлено запросов у официальных представителей производителя на территории Российской Федерации о возможности поставки товара.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о непринятии Обществом всех исчерпывающих мер для исполнения обязательств по контракту.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Консультативно - диагностический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" является медицинским учреждением, обеспечивающим лечение пациентов специализированным медицинским оборудованием.
Надлежащее исполнение Обществом контракта прямо взаимосвязано со своевременным оказанием необходимой специализированной медицинской помощи в том числе экстренной. Неисправное оборудование не может быть использовано в целях оказания медицинской помощи.
Комиссия отмечает, что контракт на оказание услуг по ремонту томографа компьютерного Ingenuity CT заключен 21.11.2023 со сроком исполнения с 01.04.2024 по 30.04.2024. Данный срок является достаточным для своевременного приобретения всего необходимого оборудования для оказания услуг по контракту.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Реалсервис" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Реалсервис" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Реалсервис", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Реалсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Консультативно - диагностический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" об ООО "Реалсервис" (ИНН 7328105430), директоре Общества Полякове Романе Викторовиче (ИНН 732813494044), учредителе Общества Скитовиче Евгении Игоревиче (ИНН 732813694646) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 21.11.2023 N 5К (2024) на оказание услуг по ремонту томографа компьютерного Ingenuity CT в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 июля 2024 г. N РНП-27-301
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024