Резолютивная часть объявлена 01.07.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 04.07.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Молостов С.М.-Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Мацола А.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Вифлеемский А.Б. по доверенности Nб/н от 25.06.2024;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Титорова А.Е. по доверенности N3 от 05.02.2024; Котов А.М. по доверенности N14 от 14.06.2024; Петунина И.Г. по доверенности N12
от 17.06.2024;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Пойлова Е.А. по доверенности N2 от 09.01.2024,
на основании поступившего обращения от ООО ЦИТ "Аверс" (вх. N5603-ЭП/24 от 07.06.2024), в котором усматриваются признаки нарушений Федерального закона N 44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" (извещение N 0187200001724000962), при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" (извещение N0187200001724001217), провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в пределах полномочий антимонопольного органа.
Проверка начата в 10 часов 00 минут 20.06.2024.
Проверка окончена в 11 часов 50 минут 01.07.2024 (с учетом срока продления и перерывов).
Заказчик: Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Юридический адрес 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра Автономный, Город Ханты-Мансийск, Улица Мира, 151.
ИНН: 8601041920.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, каб. 249.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре поступило обращение от обращения от ООО ЦИТ "Аверс" (вх. N5603-ЭП/24 от 07.06.2024), в котором усматриваются признаки нарушений Федерального закона N 44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" (извещение N 0187200001724000962), при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" (извещение N0187200001724001217).
В доводах обращения Заявитель указал следующее.
1. Закупка 0187200001724001217 проведена с нарушением законодательства РФ.
2. Непосредственно перед этой закупкой имела место закупка N 0187200001724000962 с тем же самым объектом закупки "Выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" на сумму 6 млн, а также аналогичные закупки в 2023 году. При этом ТЗ содержит ссылки, на тот же самый ЕФТТ, что и ТЗ по оспариваемой закупке.
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода обращения Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению N0187200001724001217 предметом закупки является Выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации".
Согласно сведениям из Единой информационной системе по вышеуказанной закупке размещены следующие документы: РНМЦ.xlsx.zip, ГК_работы_смп асои2 (1).docx.zip, ООЗ КЦР.docx.zip, Требования к заявке на участие в закупке и инструкция по её заполнению N1219к24.docx.zip, Извещение о проведении закупки N1219к24.docx.zip, Критерии АСОИ.docx.zip.
В архиве ООЗ КЦР.docx.zip размещен файл "Описание объекта закупки на выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации".
Далее заявитель указывает об отсутствии положений в техническом задании, которые, по его мнению, должны быть в документе. Это свидетельствует о том, что заявитель ознакомился с описанием объекта закупки (далее - ООЗ). Указанный факт также говорит о противоречивости заявления об отсутствии указанного документа в составе извещения.
При этом, далее Заявитель приводит выдержки из технического, что также свидетельствует о том, что Заявитель ознакомился с описанием объекта закупки (техническим заданием). Указанный факт также говорит о противоречивости заявления об отсутствии указанного документа в составе извещения.
Также по мнению Заявителя из содержания Технического задания невозможно установить:
1). Чем должна отличаться модернизированная система от имеющейся.
2). Какие именно составные части системы должны модернизироваться.
3). По каким критериям будет оцениваться выполнение ТЗ - модернизирована система или не модернизирована.
Наличие описания сравнительных отличий модернизированной системы от имеющейся системы не предусмотрено статьей 33 Закона о контрактной системе.
При этом в пункте 1 ООЗ "Требования к составу работ" говорится о содержании модернизирующихся процессов предоставления Региональных услуг (Массовые социально значимые услуги (МСЗУ) Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включенных в план перевода МСЗУ в электронный формат).
В пункте 2 ООЗ описаны стандартные требования к настройкам процессов предоставления этих услуг.
В силу положений ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В рамках проводимой закупки посредством Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) поступило два запроса (03.06.2024, 05.06.2024), на них представлены разъяснения, что подтверждается информацией, размещённой в ЕИС (подраздел "Разъяснение положений извещения о проведении закупки" раздела "Документы").
Один из указанных запросов содержал аналогичный вопрос, на который Заказчик дал ответ (разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 04.06.2024 NРИ1, от 07.06.2024 NРИ2).
В рамках проводимой закупки уже поступал данный вопрос, на который Заказчик дал официальные разъяснения, опубликованные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. С учетом того, что от других участников закупки не поступали уточнения - Заказчик предоставил развернутый и понятный ответ по данному вопросу.
Приложение 1 к ООЗ содержит описание информационной системы, а техническое задание содержит подробное описание процессов, которые должны быть реализованы в системе и их результат. При этом, конкретные требования к составным частям системы Заказчик не указывает, предоставляя Подрядчику возможность самому определить какие из составных частей систем можно модернизировать для достижения результатов, указанных в техническом задании.
Таким образом условия закупки не ограничивают Подрядчика в выборе конкретных вариантов реализации ООЗ, в том числе выборе составных частей системы, подлежащих модернизации.
Критерием оценки выполнения работ будет служить полное соответствие выполненных условий извещения о закупке по средством демонстрации результатов выполненных работ Подрядчиком
в соответствии с пунктом 3 ООЗ о требованиях к внедрению модернизированных процессов Системы.
По требованию Заказчика Подрядчик проводит демонстрацию выполненных работ на технических средствах Заказчика по каждому цифровому административному регламенту (далее - ЦАР). Требования
и порядок проведения демонстрации должны быть описаны Подрядчиком в Программе и методике предварительных испытаний.
По данной закупке был аналогичный вопрос в запросе от 05.06.2024 года, по которому заказчик дал ответ, опубликованный на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
На довод Заявителя, что ТЗ не содержит описания функций, регламентации сроков предоставления функционала при установлении жестких сроков оказания услуг исполнителем - тем самым в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе не указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки Комиссия Управления отмечает следующее.
Работы выполняются в соответствии с извещением о закупке. Сроки выполнения работ указаны в подпункте 4.1 пункта 4 проекта Контракта: Подрядчик выполняет работы с даты заключения Контракта по 03.11.2024, при этом общий срок исполнения Контракта с учетом выполнения работ, приёмки и оплаты их результатов: с даты заключения Контракта по 27.11.2024. Таким образом Заказчиком установлен разумный срок для исполнения контракта.
В соответствии с письмом Минфина России от 24.11.2023 N 24-06-09/113147 ООЗ в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям.
Таким образом, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки. При этом ООЗ должно позволять участникам закупки однозначно определить потребности Заказчика в целях представления надлежащего предложения в отношении объекта закупки.
Также Заявитель указал следующее: "Указано, что в состав работ входит "Развитие Системы в целях модернизации процессов предоставления Региональных услуг в соответствии с ЕФТТ", при этом на с. 17 указано, что необходимо руководствоваться "ЕФТТ к мероприятиям по модернизации процессов предоставления региональных массовых социально значимых услуг с применением цифровых административных регламентов: https://digital.gov.ru/ru/documents/8274/".
Однако по ссылке видно, что ЕФТТ опубликованы 8 августа 2022 года, следовательно, учитывая ежегодное проведение аналогичных закупок заказчиком, система уже должна соответствовать размещенным указанным ЕФТТ."
Работы по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями, направленными в субъекты Российской Федерации Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.05.2022 N ОК-П13-070-28902.
В соответствии с Едиными функционально-техническими требованиями к мероприятиям по модернизации процессов предоставления региональных массовых социально-значимых услуг с применением цифровых административных регламентов (далее - ЕФТТ) по контракту от 2023 года выполнена модернизация Системы в целях получения сведений о цифровых регламентах и о справочниках конструктора цифровых регламентов Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - КЦР ФРГУ).
Предмет данной закупки - модернизация Системы по оставшимся шести Региональным услугам в соответствии с ЕФТТ по процессам предоставления на основе принятых сведений из ЦАР:
Система обеспечивает предоставление Региональных услуг в соответствии с заданными для них процессами путем прохождения пользователем Системы в интерактивной форме предусмотренной последовательности административных процедур с учетом:
критериев профилирования;
межведомственных запросов;
документов и сведений;
критериев принятия решений;
типизированных причин отказов.
Такие процессы предоставления услуг в Системе создаются автоматически на основании полученных в результате интеграции с конструктором Федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФРГУ) сведений о цифровом административном регламенте.
В настоящее время при реализации в любой информационной системе процессов предоставления государственных услуг в соответствии с ЦАР необходимо руководствоваться существующими ЕФТТ https://digital.gov.ru/ru/documents/8274/. Они актуальны на федеральном уровне и относятся к нормативной документации.
На основании вышеизложенного довод заявителя является необоснованным.
Относительно второго довода Комиссия Управления поясняет следующее.
Состав работ закупки N 0187200001724000962 отличается от состава работ закупки N 0187200001724001217:
|
N0187200001724000962 |
N0187200001724001217 |
1 |
Реализацию в ППО АСОИ формирования и ведения в электронном виде социального паспорта гражданина (семьи), социального паспорта участка, акта материально-бытового обследования гражданина (семьи), акта обследования условий жизнедеятельности гражданина (семьи), акта оценки индивидуальной потребности гражданина, в том числе с использованием персональных планшетов |
Развитие Системы в целях модернизации процессов предоставления Региональных услуг в соответствии с ЕФТТ. Перечень идентификаторов ЦАР (не более шести) Региональных услуг, присвоенных КЦР ФРГУ, предоставляется Заказчиком в течение 3 рабочих дней с даты заключения ГК |
2 |
Реализацию в ППО АСОИ социального паспорта семьи военнослужащего с учетом требований федерального единого стандарта |
Внедрение модернизированных процессов Системы |
3 |
Ведение информационной системы мониторинга выявленных надзорными органами нарушений требований законодательства по пожарной, санитарно-эпидемиологической, антитеррористической безопасности и принятых мерах по устранению нарушений |
|
4 |
Реализацию в ППО АСОИ возможности заполнения опекунами (попечителями) посредством Портала социальных услуг в электронной форме: отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом (Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927); отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом (Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927); отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423) |
|
5 |
Реализация на Портале социальных услуг создания объявлений о проведении конкурса на предоставление субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры СОНКО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в сфере социального обслуживания |
|
6 |
Реализация на Портале социальных услуг возможности предоставления от СОНКО в УСЗН заявки об участии в конкурсе, с приложением необходимых документов (Устав организации, выписка ЕГРЮЛ), информация о персональном составе работников с приложением копий документов, подтверждающих профессиональный уровень, их трудовую деятельность в СОНКО, по форме, установленной Депсоцразвития Югры, информация о планируемом расходовании денежных средств на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания |
|
7 |
Реализация модуля "Реестр наград" в целях учета сведений о гражданах, удостоенных наград и почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с автоматизацией процесса предоставления государственной услуги по присвоению званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" посредством ППО АСОИ, в части получения сведений о гражданах, которые удостоены наград и почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Реализацию взаимодействия ППО АСОИ с модулем наград |
|
Из обращения Заявителя следует следующее:
"В 2023 году имели место закупки:
N 0187200001723001693 "Выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" на сумму 2 558 222,00 руб. и N 0187200001723001240 "Выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" на сумму 2 558 300,00 руб. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ N 10/23.133 от 30.10.2023, заключенный с неизменным единственным участником указанных закупок на Выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" обществом с ограниченной ответственностью "Информационные технологии" предусматривал выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" (п. 1.1.). При этом ТЗ содержит ссылки, на тот же самый ЕФТТ, что и ТЗ по оспариваемой закупке."
Однако Государственный контракт по закупке N0187200001723001240 расторгнут по обоюдному согласию (реестровая запись N 2860104192023000050) в связи с существенным изменением условий исполнения контракта.
Департаментом были сформированы новые требования и размещена новая закупка на выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" (N0187200001723001693). По данной закупке заключен контракт, работы выполнены Подрядчиком, работы приняты Заказчиком и оплачены.
Закупка N 0187200001723001693 была по модернизации процессов Системы предоставления Региональных услуг в соответствии с ЦАР и ЕФТТ и содержала отличные от оспариваемой закупки N 0187200001724001217 работы:
N п/п |
0187200001723001693 |
0187200001724001217 (оспариваемая) |
1 |
Обеспечение интеграции Системы с КЦР ФРГУ: Подрядчик должен обеспечить в Системе возможность информационного взаимодействия с КЦР ФРГУ в части первоначального получения и последующего обновления совокупности сведений о цифровых регламентах Региональных услуг посредством СМЭВ в соответствии с Методическими рекомендациями по работе с СМЭВ версии 3., а именно: получение сведений о цифровых регламентах; получение сведений о справочниках КЦР ФРГУ |
Развитие Системы в целях модернизации процессов предоставления Региональных услуг в соответствии с ЕФТТ. Перечень идентификаторов ЦАР (не более шести) Региональных услуг, присвоенных КЦР ФРГУ, предоставляется Заказчиком в течение 3 рабочих дней с даты заключения ГК |
2 |
Обеспечение настройки процессов предоставления четырех Региональных услуг на основе сведений из ЦАР: 1.Назначение ежемесячной выплаты на содержание ребёнка в семье опекуна (попечителя) и приёмной семье ID9218 2.Выплата социального пособия на погребение ID 9620 3.Присвоение звания "Ветеран труда" ID 9621 4.Установление статуса многодетной семьи ID 9080 |
Внедрение модернизированных процессов Системы |
3 |
Внедрение и промышленная эксплуатация модернизированной Системы |
|
Также заявитель полагает, что согласно раздела 8 указанного государственного контракта гарантийный срок на результат выполненных работ по настоящему ТЗ должен составлять 12 месяцев с момента подписания документа о приемке. В рамках гарантийного сопровождения Подрядчик обеспечивает обновление ПО Системы, в случае внесения изменений в требования действующего законодательства РФ в объеме реализованной функциональности.
Комиссия Управления отмечает, что гарантийный срок распространяется на работы, выполненные в соответствии с закупкой N0187200001723001693, а именно:
-на интеграцию Системы с видами сведений КЦР ФРГУ: "Получение цифрового административного регламента в машиночитаемом виде" и "Получение справочников конструктора цифровых регламентов в машиночитаемом виде" (указанное информационное взаимодействие обеспечивает как первоначальное получение сведений о справочниках КЦР ФРГУ и их сохранение в ВИС, так и их актуализацию (обновление));
-на изменения в ЦАР предоставления указанных в закупке четырех Региональных услуг.
В текущей закупке N 0187200001724001217 запланированы работы по реализации в Системе процессов предоставления шести новых Региональных услуг, к которым гарантийные обязательства из закупки N0187200001723001693 не имеют отношения.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления.
РЕШИЛА:
1. В ходе проведения внеплановой проверки при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" (извещение N 0187200001724000962), при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Прикладное программное обеспечение "Автоматизированная система обработки информации" (извещение N 0187200001724001217), в действиях Заказчика - Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушений ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: С.М. Молостов
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 4 июля 2024 г. N 086/06/99-1057/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024