В соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
на основании поручения ФАС России от 17.06.2024 о наличии возможных признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях территориальных отделений Социального фонда России при осуществлении закупок технических средств реабилитации при проведении закупки "Выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением" (номер извещения 0229100000223000267) Инспекцией в составе: Моисеев С.В. - руководитель Инспекции, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Панчишкина М.П. - член Инспекции, старший государственный инспектор отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Ивченко Н.И - член Инспекции, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы, проведена внеплановая проверка с целью установления в действиях (бездействии) субъектов контроля при проведении закупки "Выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением" (номер извещения 2 0229100000223000267), наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На основе анализа представленных в адрес Волгоградского УФАС России сведений и информации в результате проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 25.10.2023 было опубликовано извещение о проведении отрытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением" (номер извещения 0229100000223000267, далее - Извещение). Заказчик - Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области (далее - Заказчик). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 036 666,67 рублей. Инспекция
установила
следующее.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи. 3 Согласно п. 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н). установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н (далее при совместном упоминании - Приложения).
Таким образом, в случае, если закупаемый товар включен в Приложения, на такой товар распространяются условия допуска, установленные Приказом N 126н. Так, при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 % в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20% в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа N 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. Учитывая изложенное, Приказ N 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется товар, включенный в Приложения. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 10.03.2023 N 24-06- 06/19962.
Инспекцией установлено, что в соответствии с Извещением в рамках настоящей закупки Заказчику требуется выполнить работы по изготовлению протезов на нижние конечности, т.е. предметом контракта является выполнение работ, при этом согласно Извещению Заказчиком для выполнения указанных работ будет использоваться товар, включенный в Приложения - код ОКПД2 32.50.22.121 "Протезы внешние".
Таким образом, при осуществлении данной закупки условия допуска, установленные Приказом N 126н, не применяется. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, Заказчиком в Извещении установлено условие допуска согласно Приказу N 126н, в связи с чем в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Инспекцией установлено, что Заказчиком не был сформирован единый подход к установлению условия допуска согласно Приказу N 126н при осуществлении закупок с использованием одного и того же товара, включенного в Приложения (код ОКПД2 32.50.22.121 "Протезы внешние"). 4 Так, Заказчиком при осуществлении закупок "Выполнение работ по изготовлению протезов на нижние конечности" (номер извещения 0229100000223000228), "Выполнение работ по изготовлению инвалиду протеза на нижнюю конечность" (номер извещения 0229100000223000005), "Выполнение работ по изготовлению инвалиду протеза предплечья с микропроцессорным управлением" (номер извещения 0229100000223000137), "Выполнение работ по изготовлению инвалиду протеза предплечья с микропроцессорным управлением" (номер извещения 0229100000223000138) для выполнения работ также будет использоваться товар, включенный в Приложения - код ОКПД2 32.50.22.121 "Протезы внешние", при этом Заказчиком в Извещении не было установлено условие допуска согласно Приказу N 126н.
Таким образом, отсутствие единого подхода к установлению условия допуска согласно Приказу N 126н при осуществлении закупок с использованием одного и того же товара, включенного в Приложения (код ОКПД2 32.50.22.121 "Протезы внешние") не учитывает вышеуказанный принцип единства контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 3 ст. 14, ст. 11 Закона о контрактной системе. По результатам проведения внеплановой проверки Инспекция не выдает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, так как контракт по результатам проведения закупки на момент принятия решения Инспекцией заключен.
На основании всего вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика - Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области - нарушившим ч. 3 ст. 14, ст. 11 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица Заказчика Председатель комиссии С.В. Моисеев Члены комиссии: М.П. Панчишкина 5 Н.И. Ивченко Решение Инспекции может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Исп.Ивченко Н.И. тел.8(8442) 24-22-64
2024-5444
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 1 июля 2024 г. N 034/10/99-847/2024 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга. - товары, происходящих из иностранных государств - социальное страхование)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024