На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Комиссия Карельского УФАС России (далее - Комиссия) в составе: Заместителя председателя Комиссии - Грущаковой Г.А.; членов комиссии: Суханова М.С., Лайдинен О.В., при участии представителей в режиме видео-конференц-связи до и после перерыва: ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК - Зерниной Е.А. (копия доверенности в материалах дела); ООО "АМАРАНТ 38" - Голованова Е.В. (копия доверенности в материалах дела),
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, Заказчик) представило в Карельское УФАС России сведения в отношении ООО "АМАРАНТ 38" (ИНН 3811158509) (далее - Поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) были представлены:
- сведения в отношении ООО "АМАРАНТ 38" (ИНН 3811158509), адрес: 664047, г.Иркутск, ул. Трилиссера, д. 89, помещ. 1;
- сведения об электронном аукционе (извещение N0306100001324000007), Заказчик - ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, объект закупки - поставка калибровально- шлифовального станка, адрес электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" - http://www.sberbank-ast.ru.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта
установила
следующее. 01.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку калибровально- шлифовального станка (извещение N 0306100001324000007).
Начальная максимальная цена контракта - 965 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 2 (две) заявки участников закупки, обе признаны соответствующими требованиям извещения. Контракт заключается с победителем закупки (идентификационный номер заявки 91), по цене контракта 916 750,00 рублей. 26.02.2024 между ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК и ООО "АМАРАНТ 38" был заключен государственный контракт N 03061000013240000070001 на поставку калибровально-шлифовального станка (далее - Контракт) (реестровый номер контракта 1100600422924000016).
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать (поставить) Государственному заказчику оборудование калибровально-шлифовальный станок (далее - товар) в ассортименте, по качеству, цене, в количестве и сроки, по адресу, предусмотренным Техническим заданием (Спецификация, приложение N 1), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку товара и оплатить товар в соответствии с условиями Контракта. Спецификацией предусмотрена поставка товара, в том числе со следующими характеристиками: Функциональные, технические и качественные характеристики Стоимость, N Наименование товара руб. п/п товара 1 Назначение - для калибрования и шлифования поверхности различных плитных материалов (ДСП, МДФ), мебельного щита, а также окон и дверных полотен для устранения дефектов сборки Калибровально 916750,00 - Толщина обрабатываемого материала - от 3 до 110 мм шлифовальный Размер шлифовальной ленты - 1900х650 мм станок Общая мощность - 20,5 Рабочее давление в пневмосистеме - 0,55 МРа В соответствии с условиями Контракта Государственный заказчик обязан обеспечить приемку товара (включая проведение экспертизы поставленного товара) в соответствии с условиями разделов 6-7 Контракта (пункт 2.1.2 Контракта); взыскивать неустойку (пени, штраф) в соответствии с разделом 9 Контракта за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом (пункт 2.1.4 Контракта). Пунктами 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5 - 2.3.8 Контракта установлены следующие обязанности Поставщика:
- обеспечить соответствие товара требованиям законодательства, нормативных и технических документов, условиям Контракта;
- передать товар, соответствующий по качеству и количеству требованиям законодательства Российской Федерации и условиям Контракта;
- передать товар в комплекте с относящейся к нему документацией, перечисленной в пункте 5.8. Контракта;
- передать платежные и иные документы в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.10. Контракта;
- обеспечить устранение за свой счет недостатков и дефектов товара в порядке и сроки, предусмотренные разделом 8 Контракта;
- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Контракту уплатить неустойку (пени, штраф), возместить ущерб, причиненный Государственному заказчику неисполнением (ненадлежащим исполнением) условий Контракта, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Контрактом.
В силу пункта 5.1 Контракта Поставщик обязуется передать Государственному заказчику товар в количестве, по качеству, цене, адресу, предусмотренные спецификацией (Приложение N 1), а также иными условиями Контракта. Пунктом 5.2 Контракта предусмотрено, что доставка товара осуществляется силами и средствами Поставщика, по предварительному согласованию с Государственным заказчиком, с 09.00 до 16.00 в рабочие дни (с понедельника по пятницу) в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня заключения Контракта.
В соответствии с пунктом 5.3 Контракта за 1 (один) рабочий день до дня доставки товара Государственному заказчику Поставщик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать сведения, указанные в пунктах 6.2.1 - 6.2.6 настоящего Контракта.
Также, вместе с товаром Поставщик передает Государственному заказчику следующие документы:
- товарную накладную (код формы 0330212 по ОКУД), оформленную в 2-х экземплярах или универсальный передаточный документ (УПД) (по одному для Поставщика и Государственного заказчика);
- счет-фактуру;
- паспорт, гарантийный талон и инструкцию по эксплуатации (на русском языке) (пункт 5.4 Контракта).
Согласно пунктам 6.1, 6.2 Контракта для проверки поставленного товара, предусмотренного контрактом, в части его соответствия условиям контракта Государственный заказчик проводит экспертизу. Товар на период проведения экспертизы находится у Государственного заказчика на ответственном хранении.
В силу пункта 6.6 Контракта в случае несоответствия поставленного товара требованиям, установленным Контрактом и законодательством Российской Федерации, Государственный заказчик дает Поставщику мотивированный отказ от приемки товара. Факт поставки товара Поставщиком и принятия его Государственным заказчиком должен быть подтвержден документом о приемке, подписанным обеими сторонами. Пунктом 7.6 Контракта установлено, что приемка товара и проверка его количества, качества производятся Государственным заказчиком в месте поставки в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты получения товара. Государственный заказчик не принимает товар, если в ходе приемки обнаружится, что он не соответствует условиям контракта.
В соответствии с пунктом 7.10.2 Контракта в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Государственный заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Государственного заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. Члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (пункт 7.11.2 Контракта). Пунктами 7.14, 7.16 Контракта предусмотрено, что в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Государственному заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 11.5 Контракта).
Согласно пункту 11.6 Контракта Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Государственного заказчика срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара и в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта все споры и разногласия, которые могут возникнуть из Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке; при неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке, спор разрешается в судебном порядке в Арбитражном суде Республике Карелия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 12.4 Контракта). Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 29.12.2024, а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту (пункт 13.1. Контракта). 15.05.2024 Поставщик в нарушение установленного Контрактом срока (20 календарных дней со дня его заключения) поставил товар и разместил в ЕИС документы о приемке. В свою очередь, Заказчиком 27.05.2024 в реестре контрактов размещен мотивированный отказ от подписания акта приемки товара от 15.05.2024 N228 с приложением заключения экспертизы от 27.05.2024 на соответствие поставки товара условиям контракта, согласно которым Заказчиком в результате проведенной проверки установлено, что поставляемый товар не соответствует Спецификации Контракта (приложение N1 к контракту).
На основании вышеизложенного Заказчик потребовал в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения мотивированного отказа от подписания акта приемки товара, поставить калибровально-шлифовальный станок соответствующий функциональным, техническим и качественным характеристикам, указанных в приложении N1 к Контракту. Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что качество текста представленных с товаром паспорта и инструкции по эксплуатации не позволили Заказчику при приемке станка осуществить его подключение к электрической сети, оценить работоспособность и функциональное соответствие. Учитывая производственную необходимость ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК в приобретении калибровально-шлифовального станка, Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в сфере закупок 07.06.2024, вступило в силу, и контракт считается расторгнутым с 18.06.2024.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность Заказчика направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через два рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи. Заказчиком в установленный срок в адрес Карельского УФАС России направлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, и зарегистрирована Управлением 21.06.2024 (вх. N 3777/24).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В силу положений пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во вред другому лицу. В ответ на уведомление Карельского УФАС России от 21.06.2024 N КБ/1944/24 о рассмотрении поступивших от Заказчика сведений о включении ООО "АМАРАНТ 38" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с письмами от 25.06.2024 N3848-ЭП/24, от 27.06.2024 N3902-ЭП/24 Поставщик направил пояснения, в которых сообщил, что не согласен с доводами, изложенными в мотивированном отказе Заказчика от подписания акта приема поставленного товара.
Согласно ответу ООО "АМАРАНТ 38" на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставленный калибровально-шлифовальный станок R- RP630 соответствует характеристикам, указанным в заключенном контракте, поскольку станок модель R-RP630 был изготовлен по специальному заказу, о чем свидетельствует представленная переписка с производителем станка и приложение 1 к договору купли- продажи на поставку калибровально-шлифовального станка R-RP630 от 16.02.2024 N20240216.
Общество просило Заказчика отозвать указанное решение, однако соответствующий ответ не получило. Изучив материалы дела, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что ООО "АМАРАНТ 38" предпринимало меры для надлежащего исполнения предусмотренных контрактом обязательств. 16.02.2024, до подписания Контракта, Обществом был заключен и оплачен договор с производителем со сроком поставки товара 60 дней, следовательно, ООО "АМАРАНТ 38" намеревалось заблаговременно приступило к исполнению обязательств по Контракту, вело переписку с производителем товара и с Заказчиком.
Таким образом, Поставщик со своей стороны предпринимал необходимые действия для исполнения Контракта, однако, соответствующий товар не был им поставлен по независящим от него причинам. Комиссия не усматривает в действиях Общества признаков недобросовестного поведения, направленного на срыв исполнения контракта. Напротив, Поставщик был заинтересован в его исполнении. Комиссия Карельского УФАС России также учитывала, что ранее в Управление сведений в отношении ООО "АМАРАНТ 38" (ИНН 3811158509) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не поступало, сведения об ООО "АМАРАНТ 38" в Реестре отсутствуют. Общество проявило активную позиции при рассмотрении в отношении него сведений, обеспечив участие своего представителя в заседании Комиссии в режиме видеоконференции до и после объявленного перерыва, представив подробные письменные пояснения с приложением подтверждающих документов.
На основании вышеизложенного, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности все обстоятельства дела, Комиссия Карельского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "АМАРАНТ 38" (ИНН 3811158509, адрес: 664047, г.Иркутск, ул. Трилиссера, д. 89, помещ.
1) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о закупках настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке. Заместитель председателя Комиссии Г.А. Грущакова Члены Комиссии М.С. Суханов О.В. Лайдинен
2024-2315
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 27 июня 2024 г. N 010/06/104-354/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - односторонний отказ - государственный заказчик - приемка товара)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024