Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - МКОУ "Асановская СОШ им. Т.К. Борисова" (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "РБИ ГРУПП" (ИНН 0276955921) (далее - Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-0017-11668-2024 Капитальный ремонт МКОУ Асановской СОШ им. Т.К. Борисова по адресу: УР, Алнашский район, с. Нижнее Асаново, ул. М. Крылова, 1г" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124004547, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "РБИ ГРУПП" <_> (доверенность от 01.07.2024 б/н),
представителей Заказчика: законного представителя Заказчика <_> (выписка из ЕГРЮЛ), <_> (доверенность от 01.07.2024 б/н), <_> (доверенность от 01.07.2024), <_> (доверенность от 01.07.2024 б/н), <_> (доверенность от 01.07.2024 б/н),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 29.12.2023 N1-юр), <_> (доверенность от 29.12.2023 N7-юр),
УСТАНОВИЛА:
29.03.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 51 629 112,91 рублей.
08.04.2024 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2024 NИЭА1 поступило девять заявок на участие в Аукционе, победителем признано ООО "РБИ ГРУПП".
22.04.2024 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт N 0813500000124004547 (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство по проведению работ по капитальному ремонту МКОУ Асановской СОШ им. Т.К. Борисова по адресу: УР, Алнашский район, с. Нижнее Асаново, ул. М. Крылова, 1г (далее - Работы). Цена Контракта 38 979 980,24 руб.
Заказчиком 11.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно п. "а" ст. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Предметом закупки по Аукциону является Капитальный ремонт МКОУ Асановской СОШ им. Т.К. Борисова.
В соответствии с пунктом 3.1 раздела "Преимущества, требования к участникам" извещения о проведении Аукциона к участникам закупки применяются требования в соответствии с позицией 10 раздела II Приложения к Постановлению N2571.
Согласно позиции 10 раздела II Приложения к Постановлению N2571 в качестве дополнительных требований к участникам закупки на проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) выдвигается наличие:
1) опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы позиции 10 раздела II Приложения к Постановлению N2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы позиции 10 раздела II Приложения к Постановлению N2571, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, указаны:
для пункта 1: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
для пункта 2: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
для пункта 3: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В подтверждение соответствия указанным требованиям ООО "РБИ ГРУПП" предоставило конкурсной комиссии договор строительного подряда N 7-2022 от 22.08.2022 (далее - Договор), акты о приемке выполненных работ: от 27.12.2022 N1, от 04.09.2023 N2, от 20.03.2024 N3.
Согласно п. 1.1. Договора Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: г. Уфа, тер Коллективный сад N41 ОСТ ОАО УМПО, участок 157, строительству индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: улица 65-летия Победы, участок 127, село Нагево, городской округ Уфа, Республика Башкортостан, реконструкции индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: ул. Рябиновая, д. 1, д. Дёма, Чишминский район, Республика Башкортостан, в соответствии с локальными сметными расчетами (Приложение N 1, 2, 3 к договору), являющимися неотъемлемой частью договора и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Договором.
Таким образом, Договор подтвердил наличие у ООО "РБИ ГРУПП" опыта выполнения работ в соответствии с п. 2 позиции 10 раздела II Приложения к Постановлению N2571, т.е. соответствие дополнительному требованию.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 12.2 Контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно общедоступным данным Публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: улица 65-летия Победы, участок 127, село Нагево, городской округ Уфа, Республика Башкортостан, - был построен в 2014 году.
Вместе с тем, согласно акту о приемке выполненных работ от 04.09.2023 N2 к Договору, указанный дом построен в 2023 году.
Кроме того, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, физическое лицо с ИНН 024001036923 (с которым ООО "РБИ ГРУПП" заключен оспариваемый Договор) с 26.06.2023 является директором ООО "ГЕО-ЛАБС". Вместе с тем, фамилия директора указанного Общества <_>, тогда как в представленных ООО "РБИ ГРУПП" актах приемки выполненных работ по Договору указана подпись "<_>"
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Комиссия Удмуртского УФАС России обращает внимание, что Обществом в материалы дела не представлено документов и доказательств, подтверждающих достоверность представленных в заявке ООО "РБИ ГРУПП" сведений.
Так, на заседании Комиссии представитель Общества указала, что оплата работ по оспариваемому Договору не произведена, поскольку работы на объектах, являющихся предметом Договора, не выполнены ООО "РБИ ГРУПП" в полном объеме.
Таким образом, представленный в заявке Общества договор строительного подряда N 7-2022 от 22.08.2022 не подтверждает наличие у ООО "РБИ ГРУПП" необходимого опыта работ в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о предоставлении Обществом в составе заявки недостоверной информации о своем соответствии требованиям Извещения.
Вместе с тем, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта. Данная позиция подтверждается Письмом ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "РБИ ГРУПП" (ИНН 0276955921) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-0017-11668-2024 Капитальный ремонт МКОУ Асановской СОШ им. Т.К. Борисова по адресу: УР, Алнашский район, с. Нижнее Асаново, ул. М. Крылова, 1г" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124004547) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 2 июля 2024 г. N 018/06/104-537/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024