Резолютивная часть решения объявлена 01.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01.07.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Брокер групп" (далее - Заявитель, ООО "Брокер групп"),
при участии представителей Муниципального казенного учреждения "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска (далее - Заказчик) <_>,
при участии представителей Администрации муниципального образования города Братска (далее - Уполномоченный орган) <_>;
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта "Источники наружного противопожарного водоснабжения. Участок 1-ПК2" на территории мкрн. Сосновый Бор, жилой район Энергетик г. Братска", извещение N0134300025824000245, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 24 июня 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ о том, что участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием вида работ в соответствии с Приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N1128.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом на основании поступившей заявки Заказчика 05 июня 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N0134300025824000245 "Выполнение работ по строительству объекта "Источники наружного противопожарного водоснабжения. Участок 1-ПК2" на территории мкрн. Сосновый Бор, жилой район Энергетик г. Братска" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 993 576 рублей 36 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что указанные в статьи 31 Закона о контрактной системе требования применяются в равной степени ко всем участникам закупок.
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона N44-ФЗ.
Под строительством, в соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Комиссией установлено, что, исходя из содержания технического задания, проекта муниципального контракта, проектной (рабочей) и сметной документации, в состав работ по строительству на указанном объекте входят:
- строительство разворотной площадки для проезда автомобилей (земляные работы, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований для площадки); - строительные работы по прокладке трубопровода из ПВХ труб методом горизонтального бурения с учетом стесненных условий и существующей застройки; - земляные работы по устройству двух колодцев.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в рамках выполнения работ по указанному конкурсу не осуществляется монтаж пожарных резервуаров, а также не предполагается выполнение пуско-наладочных работ. В рассматриваемом случае выполняются работы, входящие в состав работ по строительству объекта. Вид работ указан Заказчиком в пункте 1.4. Технического задания (Приложение N3 к Извещению о проведении конкурса в электронной форме) как "Строительство линейного объекта".
Результат работ по контракту не является полностью готовым к использованию источником противопожарного водоснабжения.
Работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, подлежат лицензированию, но в рассматриваемом случае не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав работ по строительству объекта.
Так, в случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копий таких лицензий является нарушением части 6 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, поскольку при исполнении контракта подрядчик, не имеющий лицензии, может привлечь к выполнению работ по лицензируемому виду деятельности субподрядчика, обладающего необходимой лицензией.
Таким образом, установление требования о наличии у участника закупки лицензии на проведение работ, предусмотренных пунктом 3 Перечня Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" в извещении не требуется. Работы, для выполнения которых требуется названная лицензия, являются частью работ по строительству объекта, а не самостоятельным объектом.
Аналогичный правовой подход изложен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 7 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28 июня 2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, в случае если работы (услуги), требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ (услуг), являющихся объектом закупки, установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не отвечает требованиям Федерального закона N44-ФЗ. При исполнении контракта подрядчик (исполнитель) вправе привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) субподрядчика (соисполнителя), имеющего соответствующую лицензию.
Кроме того, Минфин России письмами от 09.04.2020 N24-05-08/28402, от 21.03.2022 N24-06-06/21768 указал, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно письму Минфина России от 20.07.2020 N24-02-08/63342, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Федерального закона N44-ФЗ. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер групп" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 1 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024