Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" (далее - заявитель, ООО "ЭКОДОМ"),
в отсутствие представителей Муниципального казенного учреждения "Городской Спортивно-методический Центр" г. Иркутска (далее - Заказчик),
в отсутствие представителей Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска (далее - Уполномоченный орган),
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обустройству хоккейного корта по адресу: г. Иркутск, ул. Поленова, 6, извещение N 0134300097524000482, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
По мнению Заявителя, в извещении об осуществлении электронного аукциона в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком по детализирующему показателю оценки установлены узкие рамки установленного сопоставимого характера работ, принимаемых к оценке, для подрядчиков, превознося в приоритет участников, имеющих опыт выполнения работ только по благоустройству территорий, лишая возможности победить в закупке участников, имеющих опыт выполнения работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Постановлением администрации города Иркутска от 7 июня 2022 года N 031-06-382/22 "О наделении органа администрации города Иркутска полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений города Иркутска, осуществляющих централизованные закупки товаров, работ, услуг, и об утверждении Порядка взаимодействия заказчиков города Иркутска с уполномоченным органом при осуществлении централизованных закупок товаров, работ, услуг" (далее - Постановление, Порядок взаимодействия) Уполномоченный орган наделён полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений города Иркутска, осуществляющих централизованные закупки товаров, работ, услуг.
Согласно Порядку взаимодействия заказчики при подготовке заявок на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также заявка) описывают объект закупки в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ, определяют критерии оценки и величины их значимости в целях рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурентных процедурах и направляют заявку в уполномоченный орган для размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 29 мая 2024 г. в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 29.05.2024 N0134300097524000482" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 183 333 руб. 33 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 3, 4 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 предусмотрено, что оценка заявок - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Вместе с тем, критерии оценки - это предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки).
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика: выполнение работ по устройству спортивных площадок, благоустройству территорий
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "а" пункта 28, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Возможность определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику, если данные действия не противоречат Федеральному закону N 44-ФЗ и принятым на его основе нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно определять содержание критериев оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу о том, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Кроме того, положения постановления Правительства РФ N 2604 не ограничивают возможность заказчика установить требование к предмету представляемых участниками закупки договоров таким образом, чтобы их предмет наиболее соответствовал предмету контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также стоит отметить, что Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 принято для целей реализации статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ, в свою очередь, Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ" (далее - Постановление Правительства N 2571) принято для целей реализации части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и определяет дополнительные требования к участникам закупки товаров, работ, услуг, и не определяет требования к порядку оценки заявок на участие в закупке.
Необходимость соответствия участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ N 2571, не соотносится с правом участника закупки предоставить заказчику сведения о его квалификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Кроме того, указанные Заявителем ссылки на различную ведомственную (административную) практику антимонопольных органов являются несостоятельными, поскольку данная практика не является источником права в Российской Федерации, указанные правоприменительные акты вынесены в рамках иных закупок, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц.
Доказательств, подтверждающих недостоверность сведений относительно остальных доводов жалобы Заявителем не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Вместе с тем, изучив заявки на участие в открытом конкурсе, представленные на рассмотрение, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу, что все заявки соответствуют требованиям, предусмотренные Извещением.
Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что спорный критерий и порядок его оценки не препятствует участию в открытом конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Уполномоченного органа, Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке определенный Заказчиком не привели к нарушению требований Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024