В связи с поступлением обращения Индивидуального предпринимателя Наджафова Н.Ш., в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 01 октября 2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
на основании приказа Иркутского УФАС России от 21 июня 2024 года N038/146/24 "О проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки)" Инспекцией Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) проводится внеплановая проверка в отношении заказчика - Администрации Нижнеудинского муниципального образования (ИНН: 3813002056) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б", извещение N0134300078224000005,
Инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: <_>;
участники Инспекции: <_>; <_>;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Администрации Нижнеудинского муниципального образования (ИНН: 3813002056) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б", извещение N0134300078224000005.
Место нахождения Администрации Нижнеудинского муниципального образования (ИНН: 3813002056) (далее - Заказчик, Администрация) - 665106 Иркутская область, город Нижнеудинск, улица Ленина, дом 40.
Проверка начата 24 июня 2024 года, окончена 04 июля 2024 года.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- обращение Индивидуального предпринимателя Наджафова Н.Ш. от 14.06.2024 г.;
- извещение об осуществлении открытого конкурса в электронной форме, извещение N0134300078224000005;
- заявки, поданные на участие в открытом конкурсе в электронной форме N0134300078224000005;
- протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 04.06.2024 NПРОII1;
- протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.06.2024 NИЭОК1;
- муниципальный контракт N ЭК/04-2024 на выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б от 17.06.2024 г.;
- письменные пояснения Администрации Нижнеудинского муниципального образования по изложенным доводам в обращении Наджафова Н.Ш., а также иные материалы.
Описательная часть
В Иркутское УФАС России 19 июня 2024 года из Нижнеудинской межрайонной прокуратуры поступило обращение Индивидуального предпринимателя Наджафова Н.Ш. (далее - Заявитель) о нарушении Администрацией Нижнеудинского муниципального образования требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б", извещение N0134300078224000005.
Согласно доводам, изложенным в обращении, по мнению заявителя рассматриваемая закупка должна осуществлять в форме электронного аукциона, а не открытого конкурса в электронной форме.
Кроме того, заявитель указывает, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупки сведений в составе заявок на участие в конкурсах.
Приказом от 21.06.2024 г. N038/146/24 руководителем Иркутского УФАС России назначена внеплановая проверка на предмет соблюдения Администрацией требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении открытого конкурса в электронной форме N0134300078224000005 "Выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б".
В ходе проведения проверки Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что Администрацией Нижнеудинского муниципального образования (далее - Заказчик) 15 мая 2024 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении открытого конкурса в электронной форме N0134300078224000005 "Выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 539 285 рублей 93 копейки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.06.2024 NИЭОК1 на участие в данной закупке подано 2 заявки, победителем закупки признана заявка участника N116674708 - ООО "Энергокомплекс".
17 июня 2024 года между Заказчиком и ООО "Энергокомплекс" заключен муниципальный контракт N ЭК/04-2024 на выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ закреплено, что конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Частью 6 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Частью 7 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Во исполнение требований части 6 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ принято Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Таким образом, Федеральным законом N44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, путем проведения аукциона в электронной форме.
Установленный заказчиком в извещении код по ОКПД2: "43.99.90.110 - Работы строительные по строительству промышленных дымовых труб" не включен в данный Перечень, следовательно, у Заказчика в данном случае отсутствует обязанность проводить электронный аукцион, и он вправе осуществить закупку путем открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б.
Проанализировав вышеизложенное, Инспекция установила, что в рассматриваемом случае у Заказчика отсутствует обязанность проведение электронного аукциона по вышеуказанной закупке.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с Извещением об осуществлении закупки оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Постановлением N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
Установлено, что согласно извещению, предметом контракта является Выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б.
Следовательно, в рассматриваемом случае (предмет контракта - Выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б) при формировании Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося неотъемлемой частью Извещения, Заказчик руководствуется пунктом 28 Положения и самостоятельно устанавливает условие сопоставимости с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе обжалуемой закупки оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 раздела V Положения.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия:
"Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где (для оценки заявок по вышеуказанным детализирующим показателям):
БХi - значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей оценке в соответствии с Законом N 44-ФЗ по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке в соответствии с Законом N 44-ФЗ по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке в соответствии с Законом N 44-ФЗ по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках частях заявок), подлежащих оценке в соответствии с Законом N 44-ФЗ по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Применение указанной формулы является допустимым в соответствии с законодательством. Заказчик сам вправе выбирать формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.
Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 раздела V Положения (Информационное письмо Минфина России от 14.02.2022 N24-01-09/10138, Письмо ФАС России от 01.06.2023 NПИ/43159/23 "О рассмотрении обращения").
Таким образом, проанализировав положения извещения об открытом конкурсе, Инспекция Иркутского УФАС России приходит к выводу, что порядок оценки не противоречит требованиям Федерального закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ N2604.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании вышеизложенного, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, следовательно довод Заявителя о формировании и обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта с нарушением, Инспекцией Иркутского УФАС не рассматривается.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Администрации Нижнеудинского муниципального образования при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по замене дымовой трубы на объекте теплоснабжения в г. Нижнеудинск, расположенном по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Болотная, 1, блок Б", извещение N0134300078224000005 нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не установлено.
Руководитель инспекции |
<_> |
<_> |
Участники инспекции |
<_> |
<_> |
|
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 4 июля 2024 г. (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - открытый конкурс - критерии оценки - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024