Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: *, *, *, посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - *, - уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *, - в отсутствие представителя заявителя в лице ООО "БРОКЕР ГРУПП", уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии, рассмотрев жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" (вх. N 13168-ЭП/24 от 24.06.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Проведение работ по ликвидации загрязнения и спрямлению участка русла реки Шайтанка, расположенного в с. Николо-Павловское, Горноуральского городского округа" (извещение N 0162200011824001940), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "БРОКЕР ГРУПП" (вх. N 13168-ЭП/24 от 24.06.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Проведение работ по ликвидации загрязнения и спрямлению участка русла реки Шайтанка, расположенного в с. Николо-Павловское, Горноуральского городского округа" (извещение N 0162200011824001940), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе. В своей жалобе заявитель указал, что извещение открытого конкурса составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе. Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобы, не согласились, просили признать жалобу необоснованной. Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам. 05.06.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162200011824001940 на выполнение работ по разработке проектной 2 документации по объекту: "Проведение работ по ликвидации загрязнения и спрямлению участка русла реки Шайтанка, расположенного в с. Николо-Павловское, Горноуральского городского округа". Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 700 000,00 рублей. Исходя из содержания жалобы следует, что установленные заказчиком требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, а также дополнительные требования, установлены в нарушение действующего законодательства, поскольку в описание объекта закупки не включены работы по подготовке проектной документации, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ). Представитель заказчика, возражая относительно доводов, изложенных в жалобе, на заседании Комиссии пояснил, что работы, предусмотренные объектом рассматриваемой закупки, являются работами по реконструкции линейного объекта, то есть работами, влекущими изменение параметров линейного объекта или его участков (частей) (углубление, расширение русла реки). Отнесение рек к линейным объектам изложено в письме Минстроя РФ от 11.07.2018 N 30418- АС/08 "Об объектах капитального строительства", линейные объекты относятся к объектам капитального строительства. Поскольку река - это линейно протяженный объект, длина которого во много раз превосходит другие размерные характеристики данного объекта, река является линейным объектом, и, следовательно, объектом капитального строительства. Кроме того, заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Вместе с тем, исходя из п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:
3) при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 3 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Указанные дополнительные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2571).
Пунктом 3 постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
На основании позиции 6 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571, для выполнения работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности необходимо наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Документами, подтверждающими наличие требуемого опыта, предусмотренного настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Извещением открытого конкурса установлено, что наименованием объекта закупки является: "выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Проведение работ по ликвидации загрязнения и спрямлению участка русла реки Шайтанка, расположенного в с. Николо- Павловское, Горноуральского городского округа". Структурированной формой извещения открытого конкурса установлены дополнительные требования к наличию у участников закупки опыта, предусмотренные позицией 6 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. 4 Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности (ст. 61 Водного кодекса Российской Федерации). Объектом рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме является выполнение работ по разработке проектной документации для проведения работ по ликвидации загрязнения и спрямлению участка русла реки.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям.
В силу п. 10 ст. 1 ГрК РФ, объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Частью 2.1 ст. 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей. Структурированной формой извещения установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в том числе: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Дополнительные требования Наличие у участника закупки членства в саморегулируемой организации (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования, соответствующей требованиям действующего законодательства и имеющей компенсационный фонд возмещения вреда, компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, за исключением случаев, перечисленных в ч.4.1. ст.48 Градостроительного кодекса РФ. Уровень ответственности участника закупки по обязательствам по договору подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. Участник закупки должен иметь право осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров. При этом, совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам настоящей закупки) предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Членство в СРО подтверждается 5 наличием сведений об участнике закупки, содержащихся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах". Комиссия, изучив извещение открытого конкурса, установила, что перечень работ, представляющий собой объект закупки, относится к работам по разработке проектной документации объектов капитального строительства, в связи с чем, требования к участникам закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе о членстве в СРО, установлены заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика. Вместе с тем, бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на заявителя жалобы, однако, заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, не представил. В связи с чем указанный довод Комиссия считает необоснованным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 июня 2024 г. N 066/06/106-2187/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024