Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 02 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поручение Прокуратуры Челябинской области о проведении внеплановой проверки электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство и реконструкция подъездных путей к поселку Терема Сосновского района Челябинской области" (извещение N 0169200003619000010) (далее - аукцион), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация, Заказчик): Ковач Н.Б., действующей на основании доверенности б/н от 01.03.2024; Баклановой Н.С., действующей на основании б/н от 18.06.2024;
- представителей Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Учреждение, Уполномоченный орган): Курьяновой А.В., действующей на основании доверенности N 67-Д от 29.12.2023; Куликова С.А., действующего на основании доверенности N 71-Д от 29.12.2023;
- в отсутствие представителей Прокуратуры Челябинской области, надлежащим образом уведомленной о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 10.06.2024 поступило поручение Прокуратуры Челябинской области о проведении внеплановой проверки электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство и реконструкция подъездных путей к поселку Терема Сосновского района Челябинской области" (извещение N 0169200003619000010), (далее - аукцион, закупка).
В соответствии с положениями Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), назначено проведение внеплановой проверки по доводам обращения.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.04.2019 в 16:33.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 137 828 721,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 08.05.2019 08:30.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169200003619000010 от 16.05.2019 по результатам рассмотрения вторых частей заявок согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату принятия аукционной комиссией решения) признать аукцион несостоявшимся.
Контракт по итогам закупки заключен 07.06.2019.
Прокуратурой области в ходе надзорных мероприятий установлено, что на участие в аукционе подано три заявки, два участника приняли участие в закупке.
В ходе проведения аукциона участниками предложено снижение цены контракта на 0,5 % (ООО "ТПК "ЯКК"), на 1 % (ООО "РусьМирСтрой").
При этом аукционной комиссией ООО "РусьМирСтрой" (ИНН 7451071906) признан несоответствующим требованиям, установленным документацией, в связи с непредставлением данным участником подтверждения исполнения договора субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087 на выполнение работ по капитальному ремонту дороги на заявленную сумму 80 090 629,00 руб., а также непредставлением участником квартального графика выполнения работ, являющегося неотъемлемой частью договора.
По мнению Прокуратуры, указанные обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении законодательства о контрактной системе и законодательства о защите конкуренции в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе участнику закупки.
Представители Заказчика, члены комиссии по осуществлению закупок с доводами обращения Заявителя не согласились, представили письменные пояснения, в которых указали следующее.
В соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 31.01.2019 N62-рп заказчиком работ является: Администрация Сосновского муниципального района; определение поставщика осуществляет: Министерство.
Аукционной комиссией 16.05.2019 при рассмотрении вторых частей заявок принято решение о несоответствии участника ООО "РусьМирСтрой" по пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, ввиду несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктами 19 и 27 аукционной документацией предусмотрено требование к участнику о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими наличие опыта являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Для подтверждения соответствия указанному требованию участником представлен договор субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское - Шадринск Курганской области, участок 60,8 - граница Курганской области.
Цена представленного договора составляет 80 090 629,00 руб., вместе с тем, акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат представлены на сумму 70 052 312,00 руб.
Следовательно, по мнению Министерства, Администрации участник не представил подтверждение исполнения контракта (договора) на заявленную сумму 80 090 629,00 рублей.
Кроме того, участник не предоставил в составе заявки приложение N 2 к договору - квартальный график выполнения работ, являющийся неотъемлемой частью договора.
Министерство в своих пояснениях отмечает, что государственный контракт (генеральный подряд) на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское - Шадринск Курганской области, участок 60,8 - граница Курганской области заключен между Министерством и ООО "Южуралмост" на сумму 373 922 037,72 руб.
Представленный же участником закупки договор субподряда не содержит в себе весь комплекс строительно-ремонтных работ, содержащийся в договоре генерального подряда, в связи с чем не является подтверждением наличия соответствующего опыта выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, поскольку лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом.
В подтверждение своей позиции Министерство ссылается на судебную практику (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 N Ф05- 15295/2017 по делу N А40-7626/17, определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017).
Следовательно, действия аукционной комиссии при подведении итогов Заказчик и Уполномоченный орган считают соответствующими законодательству о контрактной системе.
Дополнительно Министерство в обоснование своих доводов указало следующее.
Договор субподряда, представленный участником, содержит в себе лишь часть работ государственного контракта (генеральный подряд). Указанное утверждение следует из сравнения двух ведомостей объемов и стоимости работ, являющихся неотъемлемыми приложениями к указанным договорам.
Следовательно, представленный участником договор субподряда не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства N 99.
Кроме того, Министерство не располагает информацией о заключении дополнительных соглашений к договору субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087, обосновывающих уменьшение стоимости обязательств по данному договору субподряда до суммы 70 052 312,00 рублей.
По вопросу невозможности принять договор субподряда в связи с не предоставлением в составе заявки приложения 2 к договору - календарного графика выполнения работ, Министерство поясняет следующее.
В соответствии с положениями статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации срок выполнения работ является существенным условием договора подряда. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
При отсутствии в договоре подряда условия о сроке выполнения работ такой договор признается незаключенным.
Пунктом 3.1. договора субподряда, представленного участником закупки, предусмотрено, что стороны согласовали календарный график этапов выполнения работ (Приложение N2 к Договору). Приложение N2 согласно договору субподряда является неотъемлемым приложением к договору.
Следовательно, по мнению Министерства, непредставление участником в составе заявки календарного графика выполнения работ, являющегося неотъемлемым приложением 2 к договору субподряда не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства N 99, в связи с непредставлением в составе заявки договора субподряда в полном объеме.
Заслушав пояснения заказчика, Уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае, несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В этой связи, в извещении об осуществлении закупки, установлены дополнительные требования о наличии опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта. Подтверждением соответствия указанному дополнительному требованию является наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом, учитывая НМЦК по аукциону, стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Постановлением N 99 предусмотрено, что в качестве документов, подтверждающих наличие требуемого опыта, участники закупки представляют следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Объектом закупки является выполнение работ по строительству и реконструкции подъездных путей к поселку Терема Сосновского района Челябинской области, НМЦК составляет более 100 млн. рублей.
Комиссия отмечает, что исходя из характера объекта закупки, с учетом положений Постановления N 99 в редакции от 21.03.2019, действовавшей на дату размещения извещения об осуществлении закупки, условия аукционной документации должны предусматривать наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.
Согласно Постановлению N 99 в редакции от 21.03.2019, в качестве документов, подтверждающих наличие опыта по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, участники закупки представляют следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, рассмотрение заявок на участие в аукционе осуществлено аукционной комиссией в соответствии с требованиями законодательства, в том числе, на предмет соответствия опыта участников с учетом предмета закупки.
Так, участником ООО "РусьМирСтрой" в качестве документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ, соответствующих объекту закупки по данному аукциону представлен договор субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское - Шадринск Курганской области, участок 60,8 - граница Курганской области; участником закупки ООО "ЯКК" представлен исполненный контракт на капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, подъезд к г. Екатеринбург км 44+000-км 50+000 (левый) в Челябинской области.
Следовательно, указанными участниками представлены документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ, соответствующих характеру объекта закупки.
Вместе с тем, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Государственный контракт (генеральный подряд) на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское - Шадринск Курганской области, участок 60,8 - граница Курганской области заключен между Министерством и ООО "Южуралмост" на сумму 373 922 037,72 рублей. Договор субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087 между ООО "Южуралмост" и ООО "РусьМирСтрой" на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское - Шадринск Курганской области, участок 60,8 - граница Курганской области, заключен на сумму 80 090 629,00 рублей.
Из указанного несоответствия стоимости работ по государственному контракту и договору субподряда, а также сравнительного анализа ведомостей работ по данным сделкам следует, что договор субподряда не содержит весь комплекс работ, предусмотренный государственным контрактом, в связи с чем не является подтверждением наличия соответствующего опыта выполнения работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское - Шадринск Курганской области, участок 60,8 - граница Курганской области.
Так, Ведомостью работ по договору субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087 (Приложение N 1 к договору) предусмотрено выполнение работ согласно позиций 24, 25 28, 30-33 Приложения N 1 (Ведомость объемов и стоимости работ) к государственному контракту N 73-д от 20.06.2017, в объеме меньшем, чем предусмотрено Ведомостью объемов и стоимости работ по государственному контракту. Кроме того, работы, согласно пунктам 34, 43-46, 59-62, 64-65, 68, 69, 76-87, 92-115 (раздел III "Ремонт моста через реку Теча") Приложения N 1 к государственному контракту, вообще не предусмотрены Ведомостью объемов и стоимости работ к договору субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087.
Более того, в составе заявки ООО "РусьМирСтрой" представлены акты выполненных работ по договору субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087 на общую сумму 70 052 312,00 рублей из 80 090 629,00 рублей, предусмотренных ценой договора субподряда.
При этом, не представлены как акты выполненных работ по пунктам 116-144 Ведомости объемов и стоимости работ, предусмотренной Приложением N 1 к договору субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087, так и документы, подтверждающие расторжение договора субподряда в неисполненной части.
Кроме того, участником закупки не предоставлен в составе заявки Календарный план выполнения работ по договору субподряда от 02.07.2017 N 2017-1087 (Приложение N 1 к договору субподряда), и содержащий, в силу статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенные условия договора данного вида.
Следовательно, участником закупки не представлены документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, что не соответствует Постановлению N 99.
С учетом изложенного, решение аукционной комиссии о признании несоответствия участника аукциона - ООО "РусьМирСтрой" требованиям, установленным в соответствии с частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, не противоречит положениям пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в редакции, действующей на дату проведения закупки.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Нарушения в действиях аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство и реконструкция подъездных путей к поселку Терема Сосновского района Челябинской области" (извещение N 0169200003619000010) не выявлены.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июля 2024 г. N 074/06/99-2091/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024